Быстрое развитие промышленного производства позволило Великобритании в значительных масштабах увеличить свою внешнюю торговлю и к середине XIX века занять первое место в мировой торговле. Техническое превосходство английской промышленности обеспечивало ее товарам победу в конкурентной борьбе на всех рынках мира.
Характерной особенностью британской внешней торговли было то, что английский экспорт в основном состоял из промышленных изделий, сделанных в самой Англии, в то время как среди импорта, наряду с увеличивавшейся массой привозного сырья для промышленности, резко возросла доля продовольствия. Это означало, что Великобритания стала «мастерской мира», получая отовсюду сырье и продовольствие и вывозя готовые промышленные товары [4, с. 380].
Кроме активной колониальной политики, Великобритания в XIX веке энергично борется со своими главными геополитическими конкурентами — Австро–Венгерской, Российской и Оттоманской империями, а также стремительно крепнущей Пруссией. Чтобы править миром, Англия должна была разрушить священный союз Австрии, России и Пруссии. Далее следовала задача расчленения Оттоманской империи.
С этой целью, начиная с греческой революции лорда Байрона (1820–е годы), британская внешняя политика разыгрывала карту национально–освободительных движений против любой из этих империй–соперниц. С этой целью британские спецслужбы инициировали создание массы всевозможных революционных организаций по всей Европе, и не только. В 1831 году возникает «Молодая Италия», в которую позднее вступят Джузеппе Гарибальди и Луи Наполеон. Затем — «Молодая Польша». Потом появляется «Молодая Германия», представленная Арнольдом Руге, который публикует статьи «красного республиканца» Карла Маркса. В 1834 году правая рука лорда Пальмерстона — Джузеппе Мадзини — основывает политическую организацию «Молодая Европа», в которую вошли итальянцы, швейцарцы, немцы и поляки. Ее Мадзини представил как Священный союз народов, в противоположность меттерниховскому «священному союзу деспотов». В 1835 году возникает «Молодая Швейцария». В том же году формируется «Молодая Франция». Кроме того, была создана «Молодая Корсика». До конца столетия, кроме всего прочего, на важных для Британии в стратегическом плане территориях были созданы: «Молодая Аргентина», «Молодая Босния», «Молодая Индия», «Молодая Россия», «Молодая Армения», «Молодой Египет», «Молодая Чехия», а также аналогичные группировки в Румынии, Венгрии, Болгарии и Греции. Мадзини в особенности был заинтересован в сооружении южнославянской федерации с центром в Белграде и в соответствии с этой целью содержал сербскую революционную группу.
Каждая из созданных организаций требует немедленного национального самоопределения для своей этнической группы, развивая агрессивный шовинизм и экспансионизм. Любимый алгоритм Мадзини — «императив территории». Для всех национально–освободительных движений территориальный вопрос приобретает первостепенное значение. Таким образом, Британии удалось дестабилизировать политическую ситуацию на территориях империй — соперниц.