Этот метафизический сон необходимо прервать, полностью отбросить. Человек должен стать пламенем осознанности. Только тогда жизнь начинает приобретать смысл, только тогда она становится значимой, перестает быть повседневной, обычной, скучной рутиной. Если в жизни есть поэзия, то в сердце расцветают тысяча и один лотос. Тогда есть Бог.
Бог – это не теория, не точка зрения. Это переживание значимости жизни. И эту значимость можно ощутить, только когда ты не спишь. Как можно ощущать значимость жизни во сне? Жизнь имеет значимость, колоссальную значимость. Ценен каждый ее миг. Но ты спишь. Только пробужденные глаза могут увидеть эту значимость, прожить ее.
Буквально на днях мне задали вопрос. Один человек спросил: «Ошо, ты все время говоришь нам праздновать жизнь. Но что же в ней праздновать?» Понимаю, вопрос уместен. Кажется, что праздновать нечего. «Что же в ней праздновать?» Такой вопрос мог бы задать и ты, и любой человек.
Но в реальности все как раз наоборот. В ней есть все для празднования. Каждый миг так огромен, так невероятен, каждый миг приносит такой экстаз… Но ты спишь. Экстаз появится, покружит над тобой и исчезнет. Свежий ветер налетит, потанцует вокруг тебя и улетит. А ты все спишь. Распускаются цветы, доносится их аромат, но ты спишь. Бог все время поет тысячей и одним способом, Бог танцует вокруг тебя, но ты спишь.
Ты спрашиваешь меня, что праздновать в жизни. А что можно не праздновать? В жизни есть все, что только можно себе вообразить. В ней есть все, что пожелаешь. И это больше, чем ты можешь себе представить. Всего в изобилии. Жизнь – это роскошь!
Подумай о слепом человеке. Он никогда не видел, как цветет роза. Что он потерял? Ты знаешь? Разве ты не чувствуешь к нему сострадания? Ведь он что-то упустил, нечто божественное. Он не видел радуги. Он не видел ни восхода, ни заката. Не видел зеленой листвы деревьев. Не видел разные цвета. Как тускло его сознание! А у тебя есть глаза, и ты еще спрашиваешь, что праздновать?! Вот радуга, вот закат, вот зеленые деревья – какое красочное существование!
Но все же я понимаю. Твой вопрос уместен. Я понимаю: этот вопрос имеет некий смысл. Есть радуга, есть закат, океан, облака – все есть, но ты спишь. Ты никогда не смотрел на розу. Ты проходил мимо розы, ты ее видел. Я не говорю, что ты ее не видел, ведь у тебя есть глаза – но ты на нее не смотрел. Ты не медитировал на нее, ты не уделил ей ни минуты медитации. Ты никогда не был с ней сонастроен, никогда не сидел с ней рядом, в единении. Ты никогда с ней не здоровался, никогда не принимал участия в ее бытии. Жизнь проходит, а ты просто существуешь, не участвуя в ней. Ты не чувствуешь гармонии с ней, вот почему твой вопрос имеет смысл. У тебя есть глаза, но ты не видишь; есть уши, но ты не слышишь, есть сердце, но ты не любишь – ты крепко спишь.
Это нужно понять, поэтому я снова и снова это повторяю. Если ты понимаешь, что спишь, значит, в тебя проник первый луч пробуждения. Если ты можешь почувствовать, что спишь, значит, это уже не так. Значит, ты уже почти там, где начинается день, – на утренней заре.