Он ответил:
– Зачем ты так говоришь? Я люблю эту девушку, я действительно в нее влюблен!
– Ну, раз так, тогда женись. Но я не вижу любви в твоих глазах, я не вижу любви в твоем сердце. Я не вижу никакого аромата любви. Я вижу только, что вокруг тебя отрицательная аура, вокруг лица она черного цвета. А значит, ты решил пойти наперекор своим родителям, и девушка – только предлог.
Но он не послушал. Если он решил не слушать родителей, то с чего бы ему слушать меня? Они поженились. Через полгода он пришел ко мне весь в слезах. Припав к моим ногам, он сказал:
– Ты был прав: я не люблю эту девушку, любовь была ненастоящей. Ты был прав и поставил верный диагноз. Теперь, когда я на ней женился и ослушался родительского наказа, вся любовь испарилась.
Это свобода от. Не самая лучшая из свобод, но все же лучше, чем никакая.
Второй вид свободы – свобода для чего-то. Это свобода позитивная. Здесь твоя цель состоит не в том, чтобы отрицать, а в том, чтобы создавать. Например, ты хочешь быть поэтом, и из-за этого тебе приходится говорить родителям «нет». Но главное в том, что ты хочешь быть поэтом, а родители хотят, чтобы ты был слесарем. «Лучше стань слесарем! Это гораздо прибыльнее, гораздо выгоднее и к тому же гораздо почетнее. Быть поэтом?! Да люди подумают, что ты спятил! И как же ты собираешься жить? На что ты будешь содержать жену и детей? Поэзия денег не приносит!»
Но если ты поступаешь так ради поэзии, готов ради нее рискнуть всем, тогда это свобода более высокого уровня, чем первая. Свобода для чего-то имеет положительный смысл. И даже если тебе придется жить в нищете, ты будешь весел и счастлив. Даже если для того, чтобы оставаться поэтом, тебе придется рубить дрова, ты будешь в полном блаженстве, ты самореализуешься. Ведь ты занимаешься тем, чем хотел, создаешь что-то свое. Это положительная свобода.
И, наконец, есть третий, высший вид свободы. Мы на Востоке называем его мокша – это абсолютная свобода, находящаяся за пределами и отрицательной, и положительной. Сначала научись говорить «нет», затем научись говорить «да», а затем забудь и то, и другое, просто будь. Третья свобода – это свобода не от и не для, это просто свобода. Ты просто свободен, и не надо ни идти против чего-либо, ни стремиться к чему-либо.
Свобода от имеет политический характер – вот почему все политические революции терпят неудачу, если свершаются. Если они не свершаются, то по-прежнему остается надежда. Но как только они свершаются, это провал – ведь никто не знает, что делать дальше. Так было и во Франции в 1789 году, и в России в 1917… Так бывает со всеми революциями. Политическая революция – это свобода от. Как только царь свергнут, ты в растерянности: что теперь делать? Борьбе с царем была посвящена вся твоя жизнь, ты умеешь только одно – бороться против царя. Но как только царя нет, ты недоумеваешь – твое умение больше не нужно. Ты обнаруживаешь, что внутри тебя пусто.
Свобода для – это свобода художников, творцов, людей науки.
А просто свобода – это свобода религиозная.
Я учу тебя мокше