12 марта в районе Варпалота противник ввел из резерва в бой несколько десятков средних и тяжелых танков. Создалась явная угроза прорыва врага в глубину обороны. Исход этого боя решили штурмовики. По приказу командующего 5-й воздушной армией более 60 самолетов Ил-2 были привлечены для разгрома гитлеровцев. После их ударов на поле боя остались десятки сожженных танков и бронетранспортеров. Атака противника была отбита.
Командующий войсками 3-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин, разбирая действия авиации в Балатонской операции, говорил:
"Надо отметить некоторые особенности во взаимодействии авиации двух фронтов. У нас в штабе 3-го Украинского фронта находился представитель Ставки по авиации тов. Ворожейкин... который очень искусно помогал нам авиацией за счет 2-го Украинского фронта.
В связи с тем, что южнее Будапешта в районе расположения аэродромов авиации 3-го Украинского фронта часто стоял густой туман, наша авиация не могла подниматься. В то же время на участке севернее Будапешта, где находились аэродромы авиации 2-го Украинского фронта, была летная погода. Вот в этих случаях нам и помогала авиация 2-го Украинского фронта. Были дни, когда вся авиация 5-й воздушной армии 2-го Украинского фропта работала на нас"{28}.
Сложные и ответственные задачи выполняли на самолетах По-2 экипажи 312-й ночной легкобомбардировочной дивизии. Они наносили значительный урон гитлеровцам в районах сосредоточения, препятствовали их организованному движению по дорогам, держали под непрерывными ударами с. воздуха вражеские войска. Успешно взаимодействовали экипажи По-2 с бронекатерами Дунайской военной флотилии при высадке десанта западнее городка Тат. Летчики 930-го и 992-го авиаполков должны были шумом моторов своих самолетов маскировать звуки моторов бронекатеров, чтобы уменьшить вероятность их обнаружения противником, следить за движением флотилии, подавлять огневые точки врага на берегах Дуная, обозначать точное место высадки, поддерживать десантников. В ночь на 19 марта экипажи совершили 100 боевых вылетов. Они нанесли бомбовые удары по Эстергому, войскам противника на дороге Эстергом - Комарно, огневым точкам врага на берегах Дуная. Два экипажа По-2 во главе с лейтенантом П. М. Решетниковым сфотографировали мосты через Дунай у Эстергома. Следующей ночью авиаторы обеспечили высадку второй группы десанта. Было произведено 100 боевых вылетов. Отличился при этом экипаж лейтенанта М. X. Юсупова, который сопровождал бронекатера и бомбардировочными ударами по Эстергому отвлекал внимание противника. Успешно действовал и экипаж лейтенанта П. М. Решетникова, который обнаружил пять вражеских катеров и уничтожил один из них. Высокое летное мастерство, мужество и отвагу проявили экипажи лейтенантов А. А. Япбухтина и В. Т. Куропаткина. Они непрерывными бомбовыми ударами по живой силе и боевой технике фашистов в районе Комарно способствовали переходу катеров, подавляли огневые точки противника на побережье.
За четыре ночи части 312-й авиадивизии произвели 327 боевых вылетов. Командир бригады речных кораблей Герой Советского Союза капитан 2 ранга П. И. Державин, оценивая работу авиаторов, прислал на имя командира авиадивизии полковника В. П. Чанпалова отзыв: "В период проведения кораблями бригады десантной операции летчики вверенной Вам дивизии своими действиями активно помогали выполнению поставленной задачи. Произведенной разведкой в тылу противника и аэрофотоснимками была выяснена и уточнена обстановка на реке Дунай и на побережье, что помогло кораблям уверенно идти в операцию, минуя препятствия и открывая огонь по заранее известным огневым точкам врага..."{29}