С противооткатными устройствами Олег долго не мучился, сделав и тормоз отката и накатник в виде больших пружин, благо, магия Укрепления позволила, после некоторого количества экспериментов с составом металлов и силой её напитывания магоэнергией, получить пружины необходимой прочности и жёсткости.
Внешний вид этого вундерваффе, как иногда он называл в шутку это чудо, был ужасен. Ни о какой технической эстетике тут и речи идти не могло. Но Олега в данном случае интересовал результат — он хотел получить достаточно мобильное, удобное в транспортировке и эксплуатации артиллерийское орудие, способное вести стрельбу снарядами, выполненными в виде оперённых мин, стабилизирующимися в полёте за счёт хвостовика, на дальность не меньше десяти лиг. Калибр орудия он определил примерно в двести миллиметров.
— Государь, всё готово, — доложил заметно волнующийся Трашп.
— Тогда «огонь», — дал отмашку Олег.
Грохот выстрела сильно ударил по перепонкам, хотя Олег, как было положено по прочитанным им когда-то рекомендациям опытных артиллеристов, перед выстрелом уши закрыл, а рот наоборот приоткрыл. Не помогло. Пришлось воспользоваться преимуществом уже этого мира и применить по толике Малого Исцеления на себя и на окружающих, включая ниндзей охраны и гвардейцев эскорта.
Становиться целителем ему пришлось ещё шесть раз — именно столько выстрелов ушло на пристрелку. Первые два вообще не наблюдали и следующие снаряды пришлось корректировать по звуку. Но Олег не расстраивался — простейшие таблицы стрельбы они сделают, не зря же он притащил с собой всех троих учителей алгебры и геометрии из высшей школы — как он переименовал Псковскую школу после того, как были открыты массово курсы по упрощённой ликвидации безграмотности — пусть теперь головы поломают. Дело вполне выполнимое, с учётом того, что унификации масс пороховых зарядов и снарядов уже добились.
— Да, в бою корректировать огонь будет сложновато, — подумал вслух Олег, — Там-то линий телеграфа с обученными телеграфистами не будет. Так, друзья мои? — обратился он к мало что понимавшим Торму и Кашице, — Придётся, по всей видимости, воздушный шар ещё придумывать, на котором Бумбараша какого-нибудь поднимать для наблюдения за результатами стрельбы. Трашп, молодцы. Давай ещё и тех рабов мне вечером во дворец пришли.
Олег не гнушался лично срезать ошейники с невольников, проявивших себя в работе. Таланты и самородки есть во всех сословиях, в этом он уже не раз имел случаи убедиться. Именно поэтому в том Своде законов Псковской империи, над которым они с Клейном работали был и аналог Петровского Табеля о рангах.
Олег понимал, что штучные, разовые случаи освобождения рабов, награждения или титулования отличившихся проблему не решат. Как и во всём, нужна была система, которая не будет требовать постоянного личного вмешательства императора. И такую систему он готовился внедрить уже в этом году.
Правда, пока он принял окончательное решение только в отношении армейских чинов. В его Табеле о рангах личное дворянство полагалось вместе с получением первого офицерского звания лейтенант или с награждением медалью Сфорца, потомственное дворянство — с капитана или награждения орденом Сфорца, а пожалование наследуемого владения и владетельного титула — с полковника. Кстати, данный порядок касался не только собственно армейских чинов, но и комендантской службы, разведки и контрразведки.