За три дня до написания материала Эштон решил провести социальный эксперимент: он создал профиль Сваллоу, купив для него несколько тысяч фальшивых фолловеров, и оформил страницу в WordPress. Объем инвестиций Кевина Эштона в общей сложности составил менее семидесяти долларов; два часа ушло на регистрацию.
Фолловерами Сантьяго Сваллоу стали сотни реальных людей, а другие активно делали ретвит его сообщений. Почитатели Сантьяго даже набрали 754 из 1000 баллов социального влияния, именуемых кредами, по рейтингу ведущей компании, занимающейся мониторингом этого показателя.
Своим экспериментом Эштон пытался заставить всех задуматься: если вымышленный персонаж может так быстро обмануть множество людей (и алгоритмов поиска и слежения), то каким же образом мы сегодня измеряем и оцениваем влияние? Об этом нам приходится задумываться при создании контента в интернете, что и привело к возникновению тенденции «Эксперимедиа». Этот новаторский способ использования социальных экспериментов служит своего рода линзой, через которую рассматривается история или раскрывается интересная сторона человеческой природы.
Красота, обработанная в Photoshop
Конечно же, трудно найти более интересную тему для изучения свойств человеческого восприятия, чем внешняя красота. Существует огромное число клише о том, что каждый воспринимает красоту по-своему; и всем хорошо известно, что в разных культурах есть свои предпочтения и требования к внешней привлекательности. Именно культурные различия вдохновили внештатную журналистку Эстер Хониг начать в середине 2014 года амбициозный проект по изучению национальных особенностей восприятия красоты.
Она разослала свою фотографию дизайнерам из двадцати пяти разных стран, сопроводив ее следующей простой инструкцией: «Привет, меня зовут Эстер Хониг. Я хотела бы, чтобы вы улучшили мое изображение с помощью Photoshop. Полностью полагаюсь на вас, так как знаю, что вы сделаете для этого все необходимое. Сделайте меня красавицей, пожалуйста».
Отредактированные изображения, полученные Эстер из Пакистана, Сербии и Филиппин, весьма значительно отличались друг от друга, поскольку дизайнеры, имеющие совершенно разные представления о женской красоте, применяли разные фильтры и приемы. Эксперимент журналистки привлек внимание медиа всего мира — правда, во многом благодаря тому, что о нем написала новостная интернет-медиакомпания Buzzfeed в статье с интригующим подзаголовком «Лицо этой женщины отредактировали в Photoshop дизайнеры из более чем двадцати пяти стран мира. Она сделала это ради изучения общемировых стандартов красоты».
Изначально Эстер Хониг действительно хотела узнать, существует ли общий для всех культур стандарт красоты, но во время интервью, данного позднее Vice.com, призналась, что в конечном итоге ее эксперимент превратился во что-то среднее «между самокритикой, социальными высказываниями и фотожурналистикой; это был особый проект, реализованный для каналов социальных медиа... [и этим], судя по всему, определяется способ общения и получения информации в будущем». И такое же будущее, по-видимому, ждет нас и в тех случаях, когда мотивы, положенные в его основу, не столь благородны, как желание пролить свет на общемировые представления людей о красоте.