Помимо довольно длинного списка подобных «озарений», которыми, конечно же, вряд ли кого-то удивишь, одна цифра действительно привлекает внимание. Лишь менее половины взрослых (40 процентов) признались, что селфи или другие лестные онлайн-образы позволяют им почувствовать большую уверенность в себе. Когда тот же вопрос задавали девочкам-подросткам, количество утвердительных ответов вырастало до 65 процентов.
Примерно в то же время была опубликована еще одна статья, написанная одним из основателей некоммерческой организации Girls Leadership Institute Рэйчел Симмонс, которая предлагала аналогичную теорию. Заголовок говорил сам за себя: «Селфи полезны для девочек».
Убежденность в том, что бесчисленные селфи есть проявление нарциссизма и одержимости собственным имиджем, не дает вам понять, что так девочки занимаются саморекламой — а этот навык, который дозволено развивать мальчикам и который позже, когда молодые люди обоих полов начинают вести переговоры о повышении зарплат и продвижении по карьерной лестнице, очень им пригодится... Селфи позволяет девочке сказать своим фото, что она считает себя красивой, или счастливой, или смешной, или сексуальной. Понимаете? Сказать то, о чем раньше ни одна девочка не могла заявить без негативных последствий.
В своей статье Симмонс не только описывает селфи как эффективный способ повышения самооценки девочек-подростков, но и высказывает весьма любопытное предположение, что такие фото, возможно, могли бы стать действенным инструментом для «выравнивания игрового поля» между мальчиками и девочками по мере их вступления во взрослую жизнь.
Почему это важно
Наш образ в сети постепенно становится частью того, кем мы являемся в реальном мире. Для виртуальных друзей и других людей, с которыми мы никогда не встречаемся лично, такой избирательный имидж может стать нашим истинным лицом — порой более ярким и понятным, чем реальный человек, с которым они видятся очень редко. Вероятно, это может показаться чудовищным обманом, но, к счастью, многие вещи стимулируют нас быть как можно более похожими на свой искусственный образ.
Большинству бывает удобнее оставаться и в реальном, и в виртуальном мире одним и тем же человеком: это делает жизнь гораздо более яркой и полноценной. Вести вторую жизнь, с которой онлайн-персона не имеет ничего общего, под силу разве что герою фантастического романа.
Исследования подтверждают: когда дело доходит до нашей виртуальной идентичности, мы намного чаще стремимся быть подлинными, а не фальшивыми. Лаборатория Корнелльского университета Social Media Lab опубликовала серию интересных статей на широкий круг тем, начиная с того, почему студенты реже обманывают при создании профилей в LinkedIn, чем при составлении резюме, и заканчивая тем, почему большинство анкет в Facebook представляют нас настоящих, а не «усовершенствованных».
Как подтверждают исследования в этой области, вместо того чтобы превратить нас в эгоистичных лжецов, возможно, социальные сети со временем дадут то, что позволит нам найти свое истинное «я» и оставаться самим собой, иными словами, власть над нашими историями.