×
Traktatov.net » Разгром Деникина, 1919 г. » Читать онлайн
Страница 205 из 215 Настройки

21 января был одним из самых тяжелых дней для Конармии. Действуя в крайне невыгодных для конницы условиях против превосходящих по численности вражеских сил (до пятнадцати тысяч сабель и десяти тысяч штыков), занимавших хорошую для обороны местность, части армии понесли большие потери».

По данным штаба Донской армии, наступление красных 8 (21) января окончилось поражением их на всем фронте. В этот день части 3-го Донского корпуса выбили противника из станицы Манычской и станицы Старочеркасской, причем при отходе на Аксайскую красные оставили 8 орудий, завязших в болоте.

После продолжительного боя с конницей противника силою не менее двух дивизий, наступавшей от Нахичеванской переправы на станицу Ольгинскую, 4-й Донской конный корпус обрушился главной массой против левого фланга противника, опрокинул его и отбросил к Нахичеванской и Ростовской переправам. Преследование было задержано сильнейшим артиллерийским огнем красных с правого берега Дона.

Сдержав наступление частей 33-й и 40-й сд красных к северо-востоку от Батайска, корниловцы и конница генерала Агоева (Кубано-Терский корпус) перешли в решительное наступление, смяли противника и погнали его к Нахичеванской переправе. Преследованию непосредственно до переправ помешал огонь многочисленной артиллерии с правого берега Дона, от которого корниловцы понесли большие потери (оперативные сводки).

Это новое поражение ударной группы красных еще более обострило отношения между Реввоенсоветом Конармии и Командующим фронтом Шориным и принудило его окончательно отказаться от дальнейших попыток прорвать фронт на участке Батайск - Ольгинская.

В боях 6, 7 и 8 января 4-м Донским корпусом взято 10 орудий, 66 пулеметов и 1700 пленных, а по данным штаба генерала Деникина за время этих боев взято всего 22 орудия и 120 пулеметов.

По окончании этих боев 4-й Донской корпус был отведен в резерв, а участок фронта от станицы Манычской до Нахичеванской переправы (исключительно) занял 3-й Донской корпус генерала Гуселыцикова.

Бои под Ольгинской и Батайском, как отмечают и белые, и красные источники, были ожесточенными и кровопролитными, и обе стороны понесли большие потери.

Трудно теперь вспомнить и восстановить все, но можно отметить, что в этих боях ранен командир Кубано-Терского корпуса генерала Топорков, убит и. д. инспектора артиллерии 4-го Донского конного корпуса полковник Леонов Б. А. и тяжело ранен, скончался от ран командир Донского артилерийского дивизиона полковник Бабкин Ф. И.

После этого боя и боев в районе хуторов Веселого и Мало-Западненского, в конце января по н.ст., Буденный послал 1 февраля письмо Ленину, в котором писал:

«...Я должен сообщить Вам, тов. Ленин, что Конармия переживает тяжелое время. Еще никогда так мою конницу не били, как побили теперь белые. А побили ее потому, что командующий фронтом поставил Конармию в такие условия, что она может погибнуть совсем...

Командующий фронтом тов. Шорин вначале поставил конницу в болото Дона и заставил форсировать реку Дон. Противник этим воспользовался и чуть было не уничтожил всю нашу конницу. А когда Реввоенсовет потребовал, чтобы изменить направление Конной Армии, тов. Шорин лишил вверенную мне армию пехоты. Он передал две пехотные дивизии 8-й армии, а Конная армия была брошена одна на противника и вторично оказалась сильно помятой ...»