Вот, пожалуй, и все, что известно о проблеме, к которой мы сейчас подойдем с другой стороны…
Безусловно, все рассказы о мамонте, бродящем по подземельям и умирающем, едва его коснется солнечный свет, – стопроцентная сказка (и уж тем более вымысел – история хантов о мамонте, живущем под водой). Правда, для появления этой сказки были кое-какие реальные основания. В Сибири с давних пор и до нашего времени нередко находили в вечной мерзлоте туши мамонтов, порой хорошо сохранившиеся. Впрочем, и исполинские скелеты должны были производить большое впечатление. Людям свойственно искать объяснение всему, что им приведется увидеть. Кому-то пришло в голову, что объяснение напрашивается само собой: зверь этот живет под землей, а туши и скелеты принадлежат тем несчастливцам, которые имели неосторожность попасть под солнечные лучи. Потом люди с поэтической фантазией расцветили эту «догадку» красочными подробностями – и она пошла гулять по Сибири и Китаю в качестве реальности.
Все «свидетельства» казаков Ермака, своими глазами видевших живых мамонтов, существуют исключительно в форме устных сказаний. Ни в одном из дошедших до нас документов XVII века (а дошло их немало) ни о чем подобном не упоминается – а существуй мамонт в реальности, о нем непременно доложили бы «по инстанциям», как исправно докладывали о всевозможных диковинах и курьезах.
Рассказ собеседника Городцова о встрече с живым мамонтом где-то в 1863–1868 годах следует безоговорочно пустить по разряду вымыслов. Во-первых, эта история – настолько классическая сказка, что двух мнений о ней быть не может.
Судите сами. Собиравший ягоды человек ненароком провалился в большую подземную пещеру, откуда никак не мог выбраться – глубоко было. И тут к нему подошел «земляной бык, он же мамунт», огромное животное, косматое, с кривыми «рогами». Мирно полежав рядом с перепуганным «спелеологом», мамонт принялся лизать большой камень, потом подтолкнул к нему и человека. Попробовав камень на язык, человек убедился, что камень теплый и похож скорее на хлеб. Полизал-полизал – и голод прошел. Осмелев, он попытался было выбраться, но мамонт подтолкнул его к подземному ходу, из которого вышел. Ничего не поделаешь, пришлось подчиниться. Человек с мамонтом бродили под землей долго. Иногда они ходили по уже имевшимся ходам, иногда мамонт прокладывал новые, рыл землю «рогами», уминал лбом. Питались они кореньями и теми самыми камнями. По подсчетам рыбака (главным занятием этого человека было именно рыболовство) прошло три месяца подземной жизни.
Потом мамонт куда-то отлучился, и несколько дней его не было. Не было поблизости и съедобных камней. Изрядно отощав, рыбак в конце концов решил не помирать голодной смертью сидя сиднем, а искать по следам благодетеля-мамонта. Впереди забрезжил свет, и рыбак, к своей превеликой радости, обнаружил дыру, в которую тут же и спрыгнул (дыра была высоко над землей). Осмотревшись, он примерно понял, где находится, и сообразил, что они с мамонтом отмахали под землей не одну сотню верст. Когда он добрался до дому, оказалось, что там его и ждать перестали, давным-давно считали мертвым: выяснилось, что прошло не три месяца, как показалось рыбаку, а три года.