в) попытаться под мифологическим и религиозным покровом обнаружить сам факт, послуживший основой для сообщения: появление кометы, болида… (путь истинных ученых и исследователей).
Последний подход может быть проиллюстрирован следующим примером. Всем известно критическое отношение К. Маркса и Ф. Энгельса к религиозному мировоззрению. Однако это не помешало им использовать Библию как исторический источник. Так, разбирая одну из самых темных библейских книг, «Откровение Иоанна Богослова», Энгельс особо подчеркивал, что в ней «как выглядело христианство в 68 г., мы можем видеть, как в зеркале» (К. Маркс и Ф. Энгельс о религии. М., Госполитиздат, 1955, стр. 160). И это сказано в отношении текста, изобилующего сложнейшей эзотерической символикой, магией чисел и т. п.: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: „иди и смотри…“. Ф. Энгельс рационально истолковывал даже библейскую числовую магию — и 7 голов зверя», мистическое число 666 и т. д.
Следует помнить, что так называемые «священные тексты» и мифы, являясь продуктами общественного сознания своего времени, описывают окружавший мир в понятиях, присущих своей эпохе. В них, говоря словами В.И. Ленина, «общественное сознание отражает общественное бытие»… (Ленин, Полн. собр. соч., т. 18, стр. 343) И задача исследователя заключается, в частности, в том, чтобы перевести эги огражения из понятий и символов той отдаленной эпохи в понятия, которые могут быть восприняты его современниками, Однако интерпретации или трактовки источника должны предшествовать его прочтение.
О необычайной сложности чтения древних текстов говорит такой пример. При расшифровке критской письменности ключом служило только одно слово, предполагаемое значение которого было известно. Слово это состояло из 18 знаков. Но ученые не знали даже, как звучал каждый из этих знаков. А именно это нужно было выяснить, чтобы узнать, к какой группе принадлежал язык, на котором разговаривали создатели удивительной крито-микенской культуры. Подставляя различные буквенные звучания на место каждого из 18 знаков слова, ученые должны были бы получить 200000000000000 различных звуковых вариантов этого слова. И только одно-единственное из них могло оказаться правильным!
Для того, чтобы прочесть некоторые тексты, обнаруженные недавно на берегу Мертвого моря, специалистам пришлось бы заниматься этим сотни лет. Из множества звуковых, смысловых, лексических вариантов каждого слова нужно было выбрать единственный. Каждую фразу нужно было увязать с уже известными или традиционными текстами. С интуицией слепого предстояло нащупать единственно верную тропу среди бесчисленного множества иных. Ни одному человеку, ни целой группе ученых это было не под силу. Теперь на помощь исследователям пришла электронная техника.
Поскольку находки рукописей в районе Мертвого моря связаны с поисками исторических корней христианства, их изучению большое внимание было уделено Ватиканом. Было создано быстродействующее электронное устройство, заключавшее в себе колоссальную языковую, историческую и текстологическую информацию. Машина «знала», например, наизусть каждую строку текста Библии, все разночтения и варианты. Машине был предложен текст, который предстояло расшифровать. Томительные минуты пережили ученые. И вот машина заговорила! Слова, написанные безвестным писцом, после двух тысяч лет безмолвия вновь обрели звучание. «И в этой пустыне, — переводила машина, — мы отыщем путь к нашему богу…»