Однако спустя два года, бóльшую часть из которых Джоанна провела в разъездах, консультируя компании из самых разных отраслей – от страхования до телекоммуникаций, она поняла, что это не ее призвание. «Не было в этой работе ощущения результата, – поясняет Джоанна. – Я участвовала в крупных проектах, работы было много, но я постоянно думала, о том, что все мои старания не идут на пользу клиенту». Джоанне всегда нравилось готовить (в Гарварде у нее даже было прозвище Девчушка с Печенюшкой), и она решила развивать свои кулинарные способности. «Я разослала пачку писем шеф-поварам города, репутация которых была мне известна, хотя я не была с ними знакома. Я писала: “У меня нет профильного образования, но я люблю готовить, хочу больше узнать о работе в ресторанном бизнесе и согласна работать на любой позиции”».
Уже на следующий день знаменитый бостонский шеф-повар Лидия Шир, впечатленная напором соискательницы, заинтригованная ее резюме и подталкиваемая обстоятельствами (один из сотрудников только что уволился, и срочно требовалась замена), пригласила ее на собеседование. Джоанна получила работу, начав с самой нижней ступени поварской иерархии. Ее наставлял шеф по соусам, который «обучал меня, объясняя, что нужно делать, как обустроить рабочее место, как должно выглядеть то или иное блюдо». Через три месяца ее повысили до повара линии раздачи.
Переход из одной профессии в другую не был устлан розами. «Повар – это грязная и физически тяжелая работа, – рассказывает Джоанна, – иногда абсолютно нетворческая. Часто это работа в условиях постоянного стресса». Зато вскоре она убедилась, что хочет работать именно в этой отрасли: «Хорошо помню, как рассказывала своей подруге по прежней работе в консалтинге, как здóрово работать среди тех, кто горит делом. Приготовлением блюд золотых гор не заработаешь, поэтому в сферу общественного питания идут те, кому действительно нравится готовить». И в отличие от сводных таблиц, которые Джоанна составляла на предыдущей работе, ее кулинарные творения быстро получали обратную связь. «Готовишь блюдо, оформляешь на тарелке, а официант возвращается и говорит, что посетителям понравилось. Раньше я не встречалась с немедленным одобрением клиента».
Сегодня Чанг работает импресарио сети булочных Flour и вместе с мужем Кристофером Майерсом владеет высококлассным рестораном азиатской кухни Myers+Chang. Теперь она по другую сторону баррикад (там же, где и Лидия Шир): нанимает людей любого возраста, которые страстно хотят работать в ресторанном бизнесе. Сегодня она больше, чем когда-либо, убеждена, что схема ученичества работает. Она рассказывает:
Существует огромное количество ошибочных представлений об отрасли общественного питания. Многие люди хотят работать здесь просто потому, что смотрели по телевизору кулинарные шоу или сами ходили в рестораны и пекарни. Но если хочешь совершить серьезные перемены в своей жизни, очень важно поработать в этой сфере, прежде чем окончательно в нее погрузиться. Это все равно что говорить: «Раньше я был врачом, а сейчас хочу стать шеф-поваром».