2.5. Комплекс[59]
Все наши расстройства и унижения, наносящие вред и причиняющие душевную боль, всегда обусловлены неточной моделью поведения, моделью, несвойственной нашей несущей структуре. Как правило, это предпочитаемый нами образ действий, под стать которому мы формируем структуру и характер нашей личности, свое «Я», создаем свои ценности. Наше мнение об этом образе действий непреклонно, однако, в конечном счете, именно он ответственен за то, что с нами происходят события, которых сознательно мы вовсе и не желали бы: это наш излюбленный способ поведения, который мы всегда готовы отстаивать, предопределяя его причину, но отвергая его последствия.
Комплекс способен формализовать и лишить гибкости и само «Я», становясь в результате безмолвным повелителем, разумом разума. Индивид, являющийся его объектом, полностью оправдывает самого себя, лишь бы сохранить в неприкосновенности доминантный комплекс[60]. Это желание, причины которого субъект не осознает, препятствует ясности самопознания. Более того, если индивид не понимает, не контролирует и не может научно и позитивно проанализировать причину этого желания, то он не сумеет и избавиться от нее.
Индивидуальный комплекс обладает констеллирующей силой[61]. Когда субъект страдает, он, будучи даже одиноким в этом страдании, которое не осознает, в той или иной степени патологически отягощая этим и других, предрасположенных к данному тематическому отбору комплекса. Однако субъект пробуждает, возбуждает и втягивает в свою патологию только того, кто уже с детства предрасположен к этому.
Факт обладания подобной констеллирующей способностью не делает субъекта сильнее всех: он констеллирует других вследствие своей личной закрепощенности, и другие – служа ему – усиливают его закрепощенность, а не могущество. Если субъект хочет вырваться из этого круга, ему следует, в первую очередь, познать самого себя и измениться.
Комплекс предполагает индуктивный способ познания. Например, если мы возьмем трех субъектов («А», «Б» и «В»), введем их по очереди в некую среду и предложим им ее описать, то заметим, что все они делают это по-разному. На первый взгляд, могло бы показаться, что речь идет о различных, более-менее нормальных точках зрения. Однако, анализируя логику, присущую этим позициям, можно сделать вывод, что каждый принужден видеть эту среду такой, какой ему навязывает его комплекс: он замечает только одни детали, не обращая внимания на другие, которые не в состоянии ни увидеть, ни почувствовать.