– А почему бы и нет… Технология рафинации в нашем мире была изобретена отнюдь не арабами и не японцами… Те же викинги использовали ее на тысячу лет раньше тех же японцев. В этом мире она также была известна. Другое дело, что это очень дорого! Я просто позаботился, чтобы подобные изделия были по карману кому угодно… Я ничего не изобретал…
– Опять скромничаешь! Или думаешь, я твоего клейма не заметил? Так вот, очень даже заметил и опять же оценил! Но скажи, если уж ты взялся за массовое производство оружия, то почему не пустил в ход что-нибудь одно? Ту же катану, например! Отличное оружие, на мой вкус, или ты что-то имеешь против нее?
– Ну что вы, ни в коем случае. Странно, кстати, слышать такой вопрос от учителя… Просто катана, как и любой другой тип меча, требует особой подготовки. В этом мире я не сталкивался с подобными школами, вот и все. Можно, конечно, пустить в производство и катану, но кто будет обучать ею владеть? Уж всяко не я. Миф о том, что японское оружие – лучшее в нашем мире, достаточно спорен. Другое дело, что японские кузнецы совершили почти невозможное – из весьма посредственного сырья делали по-настоящему качественное оружие. Опять-таки технология композитных клинков очень сложна, но одно дело – массовые клинки из трех типов стали, и другое – штучные шедевры истинных мастеров из семи. Но в любом случае, каким бы качественным клинок ни был, им надо уметь пользоваться. Школы фехтования в этом мире развиты не особо. Тут присутствующий Шрам в свое время стяжал славу непобедимого бойца, но, на мой вкус, его уровень – это далеко не предел.
– Сам он тоже так считает? – невинно уточнил этот иезуит.
– А вы думаете, обучение колдовству сильно отличается от обучения рукопашному бою или владению оружием? Ежедневные тренировки, жестокая самодисциплина, бесконечная отработка одних и тех же связующих элементов, переходов, приемов, чтобы собрать беспорядочное руко-ногодрыганье в один смертельный танец. Вы только что сетовали на отсутствие фундаментальных исследований в магии в этом мире, а сейчас удивляетесь моей оценке очень талантливого, способного, опытного, но все же самоучки. Вы непоследовательны.
– Мм… Пожалуй, – признал сеньор Карло после непродолжительного обдумывания. – Меня подвело многолетнее убеждение типичного ботаника в превосходстве интеллекта над грубой силой. От стереотипов сложно отказаться, особенно когда нет такой необходимости.
– Необходимость есть всегда, особенно в нашей с вами профессии. Не существует профессиональных борцов с тиранами. Эту работу всегда выполняют любители, так что стереотипы могут сыграть тут злую шутку. – Меня изрядно удивил столь легкомысленный подход моего опытного и осторожного коллеги.
– Да какие из нас тираны! – Кивок в сторону пергамента. – Ни имени, ни звания, ни армии… Ничего нет. Заботимся о мире и процветании неинтересных нам народов. Я хоть удовольствие от процесса пытаюсь получать… – Вновь кивок, на этот раз в сторону проходящей мимо красотки. – А ты так вообще в ученые черви податься вздумал? Несолидно!