Причина заключалась в стремлении увеличить дальность поражения отдельных малоразмерных целей – в том числе защищенных СИБЗ – на больших дальностях и практической невозможности достичь этого с патронами нормального (6,5–9,0 мм) калибра, даже при увеличении их мощности. Опыт локальных войн показал необходимость поражения цели типа «бегущая фигура» (высота до 1,5 м) на дальностях до 1500 м. Говорилось и о поражении небронированной техники на дальностях до 2000 м. Это вызвало живой интерес к патронам крупнокалиберных пулеметов.
Значительно большая, чем при нормальном калибре, дальность стрельбы и могущество действия пули по цели дает 12,7-мм винтовкам ряд преимуществ. Они могут использоваться контртеррористическими группами в условиях, когда невозможно приблизиться к объекту на дальность выстрела «обычной» винтовки; спецслужбами – при совершении «актов возмездия». В то же время они полезны и как контрснайперское средство в боевых условиях. В этом случае крупнокалиберные винтовки могут использоваться совместно с крупнокалиберными пулеметами и автоматическими гранатометами – подобно тому, как снайпер с винтовкой нормального калибра может взаимодействовать с расчетами единых пулеметов. Крупнокалиберные снайперские винтовки могут решать и ряд других задач: «хирургически» точное поражение защищенных огневых точек, малогабаритных стационарных огневых комплексов, мобильных ракетных комплексов, РЛС, антенн спутниковой связи, легких бронемашин и транспортных средств. Считается, что самозарядные крупнокалиберные винтовки смогут применяться для борьбы с низколетящими воздушными целями, поражения внешнего оборудования танков. Так стремление повысить дальность стрельбы привело к возвращению на качественно новом уровне к идее своего рода «противотанкового ружья». Крупнокалиберные винтовки удобны для диверсионных групп, мелких парашютно-десантных подразделений, не имеющих тяжелого вооружения с соответствующей дальностью стрельбы. Таким образом, они выходят за рамки традиционного снайперского оружия, поэтому и рассмотрим их отдельно.
В США разработка снайперских винтовок большого калибра началась в рамках программы SASR («снайперская винтовка специального назначения»), которую среди прочих причин инициировал опыт перестрелок американских морских пехотинцев с террористами в Бейруте в 1983 г., когда требовалось поражать цели за укрытиями или на больших дальностях.
Магазинная винтовка Модель 300 «Рисеч Армамент Индастриз» (описана выше) попала как бы встык между программами SWS и SASR. Вслед за ней компания предложила однозарядную Модель 500, разработанную Дж. Хаскинсом под патрон.50 «браунинг» (12,7x99) для Корпуса морской пехоты. Для заряжания нужно было вынуть затвор из ствольной коробки, «вставить» патрон в его личинку до захвата выбрасывателем, вернуть затвор на место и запереть канал ствола. На дульную часть ствола крепился многокамерный дульный тормоз. Приклад имел регулируемый по длине затылок и «щеку». Масса Модели 500 – 13,6 кг, прицельная дальность – 1800 м. Это был скорее экспериментальный образец для проверки и отработки самой идеи, однако винтовки были замечены у морских пехотинцев во время вторжения США в Панаму в 1989 г.