×
Traktatov.net » Душа моя – Крым » Читать онлайн
Страница 42 из 113 Настройки

– А вот и я!

Брат начинал догонять, а Айше убегала с визгом и смехом.

Зайдя к деду Бекиру и бабушке Гульсум, она бежала сразу к кроликам, брала их в руки и прижимала к груди.

– Айше, – окликал Бекир внучку, – ну-ка, дай посмотреть, как ты выросла.

Как обычно Бекир поднимает её на руки. Она обнимает деда и тут же просит:

– Карт-баба́ (дед), ну, отпустите. Я с Айдын (кличка собаки) погуляю на улице.

Она берёт собаку и, выйдя за ворота, отпускает её с поводка. Собака начинает лаять на всех подряд, а Айше кричит:

– Фу, Айдын, нельзя.

Подняв хвост, Айдын бежит к хозяйке и, виляя им, кружится вокруг неё. Его редко отпускают погулять, поэтому он так выражает ей свою признательность.

Айше идёт к подругам, встав у ворот дома Сафие, громко зовёт её:

– Сафие, выходи, я пришла.

Дождавшись подругу, они идут к горе и там, на травке, начинают играть в «больших»: маму, продавца или учительницу. Вскоре на пригорке собираются другие девочки, и игра разворачивается в целый спектакль. Для игр в ход идёт всё: камни, трава, земля, лоскутки, дощечки. Мальчишки тут же неподалёку играют в «мишень» (игра с мячом), ашики (игра в косточки) или футбол. Лазают по деревьям и горам, поднимают голубей в бездонную голубую высь под свист и хлопанье в ладоши. Они часто шумно спорят между собой, кидают жребий на камешках или читают считалки, скороговорки, чтобы решить, кто из них первый начнёт игру или соревнование.

Любила Айше своего кедешку (братика) Асанчика – сына тёти Медине. После игр с подружками она шла к тёте и, зайдя в дом, сразу спрашивала:

– Абла, а где Асанчик? Он у папы? А-а, вот он, маленький! Покажи-ка, выросли ли у тебя зубки?

С Асаном они долго играют в прятки и догонялки. Айше хочется взять его на ручки, но Асан тяжёлый, а сама она ещё маленькая. Девочка кряхтит и чуть отрывает его от пола. Тут входит Медине и просит:

– Айше, не поднимай, он же тяжёлый.

Потом приходит пора отводить Асана к папе. Взяв за руку братика, они идут к дому дяди Мирана. Прощаются. Айше целует его в щёчки и вприпрыжку бежит к дому деда.

Бабушка Гульсум зовёт внучку кушать:

– Айше, ну как ты, нагулялась, кушать хочешь? Я испекла тебе твои любимые чибореки (чебуреки) и пахлаву.

Айше прижимается к ногам бабушки и смотрит на неё снизу вверх с озорной улыбкой.

– Да, карт-ана (бабушка), буду!

Ей нравилось слушать деда Бекира, его сказки и легенды. Она часто задавала ему множество вопросов:

– Деда, расскажи, откуда взялись горы, почему идёт дождь, почему собаки не разговаривают, почему…

– Подожди, Айше, не всё сразу, расскажу, что знаю, не торопись.

– Карт-баба́ (дедушка), а почему на нашем кизиле так много ягод?

– Значит, будет холодная зима.

– Из-за ягод?

– Примета такая. Есть и легенда об этом, вот, послушай: когда Аллах сотворил мир, люди и животные стали делить между собой растения. Пришел и хитрый Шайтан. "Ну, а ты чего хочешь?" – спросил у него Аллах. Тот посмотрел лукавыми глазами и сказал: «Отдай мне кизил». «Забирай», – сказал ему Аллах. Шайтан был рад, ведь кизил цветёт раньше других растений, а значит, и урожай даст прежде других, и он разбогатеет. Но лето прошло, а кизил, хоть и покраснел, все равно оставался твердым. Шайтан от злости и сказал людям: «Берите себе кизил, мне он не нужен». Люди начали собирать ягоды, а они оказались почти чёрные, сладкие. И стали они смеяться над Шайтаном, что не вышло у него разбогатеть на кизиле. Тогда Шайтан и решил отомстить людям. На следующий год он сделал так, что кизила уродилось вдвое больше, чем раньше. Солнце потратило на него всё своё тепло, и вслед за осенью наступила суровая зима с сильными морозами и холодными ветрами. С тех пор в Крыму существует примета: большой урожай кизила – к очень холодной зиме.