×
Traktatov.net » Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить » Читать онлайн
Страница 178 из 183 Настройки

Но все дело в том, что многие граждане Греции не ощущали или почти не ощущали никаких положительных сдвигов в своем экономическом положении. А жесткой экономии они уже нахлебались по горло – потому и поддержали партию СИРИЗА.

И что интересно, в отличие от протестных партий, завоевавших популярность в ряде других европейских государств, СИРИЗА вовсе не поддерживает идею выхода из состава ЕС – и даже из зоны евро. А хочет она более мягких условий управления государственными финансами. И, в сущности, не такое уж это нахальное притязание. Государственный долг Греции настолько высок (175 % от ВВП), что почти невозможно представить, что кредиторы Греции смогут когда-либо сполна вернуть свои деньги. Вероятно, было бы целесообразно признать сей факт и простить грекам часть долга. Но в этом случае образовались бы две крупные проблемы. Во-первых, кому-то пришлось бы лишиться части своих активов (то есть греческого госдолга). И основная тяжесть потерь легла бы на госсектор, включая и ЕЦБ.

Греция – страна достаточно маленькая, и хотя ее долги составляют такую огромную долю от ее ВВП, в абсолютном размере долги греков совсем невелики. Соответственно, потери, которые понесут кредиторы вследствие реструктуризации греческого долга, будут вполне подъемными.

Пример для других?

Но вот тут-то кроется вторая проблема. Если Греции позволить (хотя бы частично) сорваться с крюка, то удастся ли противостоять давлению со стороны Португалии, Испании и Италии, которые тоже начнут требовать от властей ЕС ослабить меры жесткой экономии и/или списать часть их долгов? И каковы будут шансы на успех у правительства Франции, когда оно после всего этого задумает ввести у себя программу жесткой экономии?

Анализируя все эти вопросы, и правительство Греции, и власти еврозоны могли бы с полными на то основаниями прийти к разумному выводу, что сегодня их позиции сильнее, чем были во времена острого кризиса 2012 г. И не только в том дело, что бюджетный дефицит Греции вот-вот будет преодолен, бюджетное сальдо уже в первоначальном смысле ушло в плюс; иными словами, если вычесть средства на обслуживание госдолга, то доходы от налогов уже превышают государственные расходы. И это означает, что у Греции сильные позиции для объявления дефолта, если на то будет ее воля, поскольку ей не придется ходить по рынкам с протянутой рукой и клянчить деньги на ежедневные расходы. Правда, Греции потребуются средства, чтобы рефинансировать долги, по которым наступает срок погашения, но опять же, если настанет критический момент, Греция может объявить дефолт по этому долгу, в одностороннем порядке отсрочив срок его погашения и тем самым избавить себя от необходимости добывать новое финансирование.

Власти еврозоны (и правительство Германии) могут с меньшими страхами размышлять о перспективе греческого дефолта или даже о выходе Греции из евро, поскольку риски, что финансовые неурядицы перекинутся на другие страны-члены еврозоны, на сегодня, как видится, ниже, чем они были в 2012 г., в особенности по той причине, что ЕЦБ уже продемонстрировал способность выкупать государственные облигации на рынках и, как заявил мистер Драги, ЕЦБ «ни перед чем не постоит», чтобы сохранить целостность еврозоны. И словно в подтверждение этой решимости, когда в начале 2015 г. разразился греческий кризис, доходность государственных облигаций других периферийных стран упала.