×
Traktatov.net » Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить » Читать онлайн
Страница 145 из 183 Настройки

А вот и свидетельства

Пускай имеются все возможности успешно торговать с Единым рынком, оставаясь снаружи, но мы должны сделать допущение, что это могло бы поставить страну в невыгодное положение по сравнению с тем, какое она имела бы, находясь в составе Единого рынка. И допущение это было бы вполне разумным, вот только оно что-то не находит подтверждений. Со времен вступления Великобритании в ЕЭС в 1973 г. и вплоть до 2012 г., доля ее товарного экспорта в 14 стран – членов ЕС (то есть во все другие страны-члены, исключая те, что присоединились к ЕС в периоды его расширения в 2004, 2007 и 2013 гг.) снизилась с 64 до 62 %. Примерно четверть этого сокращения приходится на период существования Единого рынка, учрежденного в 1993 г..[35] Любопытно, что в период с 1960 по 1972 г., пока Великобритания оставалась за пределами организации, именуемой сегодня Евросоюзом, доля британского товарного экспорта в 14 стран ЕС возросла на 12 %.

Более того, данные свидетельствуют, что у многих стран, не входящих в Единый рынок, показатели экспорта в страны Единого рынка лучше, чем у Великобритании, хотя она и состоит в его членах. За первые 19 лет существования Единого рынка, то есть с 1993 по 2011 г., в рейтинге 35 самых быстро растущих экспортеров в 11 (остальных) стран – основателей Единого рынка Великобритания занимает 28-е место, как раз следом за Египтом.

В то же время за те же первые 19 лет, что существует Единый рынок, рост объемов товарного экспорта между его странами-членами составил 92 %. У Норвегии и Швейцарии аналогичный показатель равняется 114 %, тогда как для США, Канады, Новой Зеландии и Австралии аналогичные показатели составляют 126, 142, 147 и 243 %.

На сегодня Евросоюз действительно является крупнейшим индивидуальным рынком для британского экспорта, однако следует признать, что при всех предполагаемых выгодах членства в Едином рынке британский экспорт в страны-члены прирастал прискорбно медленными темпами по сравнению с ростом британского экспорта в другие страны мира. За 1993–2011 гг. британский экспорт в 11 стран ЕС (остальные страны – основатели Единого рынка) вырос всего лишь на 81 %, что ставит Евросоюз на 26-е место в рейтинге самых быстрорастущих экспортных рынков Великобритании. Темпы роста экспорта в Австралию, Индию, Объединенные Арабские Эмираты и Россию составили соответственно 159, 269, 413 и 508 %. Почетное первое место в рейтинге занял Катар с показателем в 16 141 % (правда, с очень низкого стартового уровня).[36]

Ни одно из многочисленных вышеприведенных сравнений не дает оснований для убедительного вывода. В частности, любой анализ страдает от того, что было и остается бичом для каждого экономиста, а именно, от отсутствия данных «как было бы в противном случае». Проще говоря, нам неизвестно, какими были бы показатели экспорта Великобритании, если бы она не вступила в Единый рынок. Нельзя исключать, что в этом гипотетическом случае британский экспорт в страны Единого рынка мог быть еще меньше, чем в реальности. Но во всяком случае приведенные цифры бросают серьезную тень сомнения на тот тезис, что для Великобритании пребывание в Едином рынке – это вопрос жизни и не иначе. Действительно, вышеприведенные данные указывают, что членство в Едином рынке, по всей вероятности, приносит весьма скромные выгоды. А вот что является фактором действительно значимым, так это общее здоровье экономики и темпы ее роста.