×
Traktatov.net » Паруса и пушки » Читать онлайн
Страница 158 из 162 Настройки

Простой народ очень любил слушать странствующих музыкантов, глазеть на бродячих жонглеров, фокусников и акробатов. Любимым развлечением была травля собаками быков и медведей и петушиные бои (впрочем, поглазеть на это часто приходили люди знатные и образованные). Любопытно, что на континенте петушиные бои популярностью не пользовались – в отличие от России, куда попали в XIX в., полюбились и несколько десятилетий были широко распространены. Сначала бойцовых петухов завозили из Англии, но быстро научились у тех же англичан дрессировать своих.

Знать и вообще дворяне главным развлечением считали охоту – на которую в отличие от Средневековья отправлялись уже пышными кавалькадами и господа, и дамы. Любили слушать менестрелей, «эстрадных звезд» того времени и танцевать. Знатные дамы, включая королев, вышивали разноцветными нитками – а благородные господа в числе прочих забав посещали «веселые дома» и с большим удовольствием дрались на дуэлях.

Люди образованные читали книги и играли в шахматы, считавшиеся тогда «игрой мудрецов». Первый учебник игры в шахматы появился в Англии в конце XV в.

Простой народ часто играл в футбол – правда, тогда не было ни правил, ни ворот, ни голов. Мяч просто гоняли ногами, перехватывая друг у друга, пока не надоест. И с удовольствием плясали вокруг Майского дерева (Майский день отмечался как наступление теплого времени года). Для этого праздника существовал особый танец «Моррис», состоявший почти исключительно из прыжков и резких поворотов (англичане вообще любили в танцах высокие прыжки). Исполняли его одни мужчины, надевавшие под колени ленты со множеством бубенчиков.

Лондонцы еще имели возможность любоваться на всевозможные торжественные шествия, нередкие для столицы.

Большую роль в жизни всех сословий играли кабаки, трактиры и таверны, где гулеванили все, начиная от городских низов и кончая знатными дворянами. Народ попроще играл в карты и кости, заключал разнообразные пари (англичане были большими их любителями). Тем же развлекались и дворяне. Люди образованные за кружкой доброго эля или стаканчиком виски чинно беседовали о высоких материях – живописи, музыке, литературе и театре. Самым известным «литературным клубом» была лондонская таверна «Русалка», где можно было встретить многих тогдашних «звезд» мира искусства, в том числе и Шекспира, и сэра Уолтера Рэли.

И напоследок, опять-таки чтобы отвлечься от трагического, парочка безусловно занятных курьезов, исторически достоверных.

Елизавета как-то хотела сделать приятное своему очередному фавориту, совсем молодому сэру Кристоферу Хэттону. И вежливо попросила епископа области Эли отдать Хэттону на несколько лет в аренду свое поместье. За годовую плату в «десять фунтов стерлингов, десять возов сена и одну розу, сорванную в усадьбе в середине лета». Роза вовсе не была чем-то экзотическим – подобные не менее экстравагантные виды платы встречаются в договорах на аренду и Средневековья, и более поздних времен не только в Англии, но и на континенте. Так что ретродетектив английской писательницы Эллис Питерс из ее знаменитого цикла о средневековом сыщике-любителе монахе брате Кадфаэле, где основой сюжета служит подобная история (роман так и называется – «Роза выплату»), основан на исторической реальности.