Большинство оперативного состава 13-й и 70-й армий представлено к наградам.
Хуже обстоит дело с розыском и поимкой дезертиров. С 1 по 28 июля с. г. из частей фронта дезертировало 38 человек, а задержано и арестовано из них только 24 человека.
Наибольшее количество неразысканных дезертиров падает на 2-ю танковую, 48-ю и 60-ю армии.
Из 2-й та (нач. отдела СМЕРШ армии Маковлев) дезертировало 15 человек, а задержано только 4.
Из 48-й армии (нач. отдела СМЕРШ армии Пименов) дезертировало 14, а задержано 4[15].
ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ УКР СМЕРШ БРЯНСКОГО ФРОНТА
ЗАМ. НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР В. С. АБАКУМОВУ
«ОБ ИТОГАХ ОПЕРАТИВНО-ЧЕКИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОД КОДОВЫМ НАЗВАНИЕМ «ИЗМЕНА РОДИНЕ»
19 июня 1943 г. Совершенно секретно
В мае с. г. наиболее пораженными изменой Родине были 415-я и 356-я сд 61-й армии и 5-я сд 63-й армии, из которых перешли к противнику 23 военнослужащих.
Одной из наиболее эффективных мер борьбы с изменниками Родине, в числе других, было проведение операций по инсценированию под видом групповых сдач в плен к противнику военнослужащих, которые проводились по инициативе Упр [авления] контрразведки СМЕРШ фронта под руководством опытных оперативных работников отделов контрразведки армии.
Операции происходили 2 и 3 июня с. г. на участках 415-й и 356-й сд с задачей: под видом сдачи в плен наших военнослужащих сблизиться с немцами, забросать их гранатами, чтобы противник в будущем каждый переход на его сторону группы или одиночек изменников встречал огнем и уничтожал.
Для проведения операций были отобраны и тщательно проверены три группы военнослужащих 415-й и 356-й сд. В каждую группу входили 4 человека.
В 415-й сд одна группа состояла из разведчиков дивизии, вторая – из штрафников. В 356-й сд создана одна группа из разведчиков дивизии.
В состав групп были подобраны и тщательно проверены смелые, волевые и преданные военнослужащие из числа мл. командиров и красноармейцев.
Привожу характеризующие данные на отдельных участников группы.
Пом. ком [андира] взвода разведроты 356-й сд сержант Васильев, 1920 г. р., уроженец г. Москвы, до призыва в Красную армию проживал там же, русский, член ВЛКСМ, образование 5 кл [ассов], по соцположению – рабочий, не судим.
Окончил курсы разведчиков, участвовал в трех боевых операциях. При выполнении боевой задачи в ночь на 24 мая с. г. первым ворвался в траншеи противника, забросал гранатами немцев, своевременно эвакуировал раненых разведчиков. За выполнение боевых заданий награжден медалью «За боевые заслуги».
Красноармеец штрафной роты 415-й сд Дорохов, 1906 г. р., уроженец Тульской обл., русский, по происхождению – из крестьян-бедняков, колхозник, образование 4 класса, б/п, женат, ранее судим за элементы.
Мобилизован в Красную армию в июне 1941 г., под Моздоком в сентябре 1942 г. ранен. В штрафную роту попал после суда по обвинению в дезертирстве из Красной армии.
В окружении и плену не был. Дисциплинированный, волевой, решительный. Охотно изъявил желание искупить свою вину перед Родиной.
Юрин, 1917 г. р., уроженец Челябинской обл., русский, б/п, образование среднее, женат. В Красной армии с 1938 г., имеет два ранения. В окружении и плену не был. В штрафную роту направлен после суда за членовредительство в декабре 1942 г. (взрывом модернизированного взрывателя оторвало один палец). Проявил себя как один из лучших красноармейцев, дисциплинированный и инициативный. При личном знакомстве произвел впечатление серьезного, умеющего выполнить ответственное задание.