×
Traktatov.net » Как СМЕРШ спас Сталина. Покушения на Вождя » Читать онлайн
Страница 140 из 160 Настройки

Анкара имела то преимущество перед другими городами мира, что оттуда лучше всего была видна общая картина войны. Занимая в Анкаре должность атташе немецкого посольства, Мойзиш, естественно, находился в центре дипломатических интриг военного времени; по делам службы часто бывал в Стамбуле – знойном, шумном, оживленном городе, который в то время был самым крупным нейтральным городом на земном шаре.

Посольство в Анкаре служило для Германии окном во внешний мир, а потому должность посла в Турции была наиболее ответственной из всех, какие только могла предложить дипломатическая служба Третьего рейха. Об этом убедительно говорит назначение на должность посла бывшего канцлера Германии Франца фон Папена. Этот пост отнюдь не был синекурой, и для успеха дела требовалась внушительная политическая фигура.

Небезынтересно отметить попутно, что должность первого секретаря германского посольства в Анкаре занимал Енке, который также был непосредственно связан с операцией «Цицерон». Между прочим, его обворожительная, но честолюбивая жена приходилась Риббентропу сестрой. Их присутствие в Анкаре едва ли можно считать случайным.

Английским послом в Турции был сэр Нэтчбулл-Хьюгессен – личность весьма примечательная. Он пользовался большим уважением у турок и действительно был одним из наиболее способных и добросовестных послов своего времени.

Мойзиш доложил послу Папену о встрече с камердинером английского посла, о разговоре с ним. Папен послал телеграмму:


МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ

Совершенно секретно


Один из служащих английского посольства, выдающий себя за камердинера посла Великобритании, обратился к нам с предложением доставить нам фотопленки подлинных совершенно секретных документов. За первую партию документов, которые будут доставлены 30 октября, он требует двадцать тысяч фунтов стерлингов. За каждую следующую катушку фотопленки нужно будет платить пятнадцать тысяч фунтов стерлингов.

Прошу вашего указания, следует ли принять это предложение. Если да, то требуемая сумма должна быть доставлена сюда специальным курьером не позже 30 октября. Известно, что человек, выдающий себя за камердинера, несколько лет назад служил у первого секретаря нашего посольства. Других сведений о нем не имеем.

Папен

Министр иностранных дел германии Риббентроп через два дня ответил:

Предложение камердинера английского посла примите, соблюдая все меры предосторожности. Специальный курьер прибудет в Анкару 30 до полудня. О получении документов немедленно телеграфируйте.

Риббентроп

30 октября Базна позвонил Мойзишу. Они встретились, и началось их сотрудничество.

Когда пленку Базны проявили и сделали пятьдесят два снимка, Мойзиш был поражен тем, что он увидел.


Из воспоминаний Мойзиша:

«Мое удивление все возрастало. Трудно было поверить, что на моем письменном столе лежат документы, в которых содержатся наиболее тщательно охраняемые тайны нашего противника – как политические, так и военные. Документы настоящие – в этом теперь не было ни малейшего сомнения. О таких материалах агент разведки мог только мечтать в течение всей своей жизни, не надеясь, что когда-нибудь попадут в его руки. Уже один взгляд на документы убеждал, что камердинер оказал Третьему рейху неоценимую услугу. Назначенная им цена уже не казалась чрезмерно высокой.