Ответ нашёлся в книгах. В тех самых, что взяла с собой Араэле. С радостным и загадочным лицом она нашла меня в рубке и сунула в руки один из тяжёлых томов, раскрытый на нужной странице.
– Читай со второго абзаца! – улыбнувшись, посоветовала девушка.
Я опустил глаза на указанные строчки и принялся читать:
«…Год 121, вторая треть лета, день 42.
Добрались до побережья. Двигаемся на север. Возможно, найдём острова со скалами.
Пополнили припасы, убив три десятка местных птиц. Мясо пахнет рыбой.
Год 121, вторая треть лета, день 43
Море кажется бесконечным. Но это не так. Длинная каменистая гряда тянется параллельно берегу с запада на восток.
Год 121, вторая треть лета, день 44
Обнаружили постройку в виде купола на острове рядом со скальной грядой. Не удивлюсь, если по весне этот остров заливает водой – уж слишком он плоский. Иногда особо сильные волны перекатываются через него…».
– Это вообще откуда? – удивлённо спросил я.
– Это дневники экспедиции, добравшейся до льдов! – пояснила Араэле, забирая книгу. – Вот только я не поняла, почему на твоей картинке постройка стоит на высоком мысу, а тут – почти на уровне воды.
– А вот я, кажется, понимаю… – несколько ошарашенно ответил я. – Потому что уровень моря с тех пор заметно вырос. Древняя линия береговых скал стала каменистой отмелью, а мыс – островом.
– Разве такое возможно? – удивилась девушка.
– Ну есть ведь легенды про какую-то катастрофу!.. – напомнил я. – Может, тогда ещё и уровень земли понизился. В принципе, и то, и другое вполне возможно. В любом случае, здесь мы просто зря тратим время – надо лететь дальше, к каменной гряде…
И вскоре мы убедились, что так и оставшийся для меня неизвестным путешественник не соврал. Стоило нам достаточно отдалиться от берега, и впереди показалась каменная… даже не гряда – скорее, коса с отдельными возвышенностями. И если я раньше думал, что на берегу птиц видимо-невидимо, то здесь, наконец, понял, как сильно ошибался. Тут их вообще были миллионы. Это был настоящий птичий мегаполис, устроенный вдалеке от хищников континента…
Если смотреть с высоты, казалось, что видишь внизу огромный рой летающих насекомых. В моих яслях была саранча, которая иногда собиралась в многомиллионные стаи и пожирала всё на своём пути. Вот это бесконечное облако птиц больше всего именно саранчу и напоминало. Здесь, на линии древнего берега, лёгкой добычи для пернатых было не в пример больше. И птицы вовсю пользовались этим обстоятельством, отъедаясь и выкармливая потомство.
А ещё через два дня мы, наконец, обнаружили свою цель. Тёмно-серый матовый купол возвышался на каменном острове, который в точности повторял очертания вершины мыса с картинки. Сомнений не было – это был именно тот купол. И где-то под ним располагались заброшенные врата в Топь. Лишь бы только не затопило древние помещения, молил я. И мне было отчего беспокоиться…
Здесь волны, пришедшие из глубин океана, накатывались на каменную гряду – и были не в пример больше, нежели на современном побережье. Огромные валы, достигавшие нескольких метров, с яростным грохотом бились о камни. Особо крупные волны и в самом деле перекатывались через плоский островок, устремляясь дальше – и тогда над водой был виден лишь древний купол.