×
Traktatov.net » Валютные войны » Читать онлайн
Страница 41 из 172 Настройки

˜

Государство, испытывающее дефицит при золотовалютном стандарте, оказывается в положении арендатора, чей арендодатель в течение года не собирает ежемесячную оплату, а потом внезапно требует всю сумму за год сразу.

˜

К 1927 году, когда золото и иностранная валюта стабильно аккумулировались во Франции и утекали из Англии, по правилам игры Англия должна была повысить процентные ставки, чтобы обеспечить сокращение оборачиваемой денежной массы. Однако Монтегю Норман, глава Банка Англии, отказался от повышения ставок, частично из-за того, что боялся вызвать негативную политическую реакцию, а также потому, что, как ему казалось, приток фунта и золота во Францию обеспечен нечестно обесцененным франком. Французы, в свою очередь, отказались ревальвировать валюту, но сказали, что, может быть, сделают это в будущем, создавая большие недопонимания и провоцируя спекуляцию как фунтом, так и франком.

США после сокращения процентных ставок в 1927 году начали вводить серию повышений процентных ставок в 1928 году, что оказалось средством, сокращающим рост денежной массы>[15]. Эти повышения процентных ставок были противоположностью того, что США должны были сделать по правилам игры, учитывая доминирующее положение государства и бесконечный приток золота. Так же, как внутриполитические соображения стали причиной отказа повышения ставок в Англии в 1927 году, решение Федерального резерва о повышении процентных ставок вместо понижений было принято из внутриполитических соображений, в особенности из-за страха возникновения пузыря на бирже США. Иными словами, участники золотовалютного стандарта ставили внутриполитические соображения превыше всего, что и стало причиной разрушения самого золотовалютного стандарта.

Был в золотовалютном стандарте еще один недостаток, лежавший глубже отсутствия координации в деятельности центральных банков Англии, США, Франции и Германии. Этот недостаток скрывался в установленной (с целью поддержания нового стандарта) цене золота в долларах. В течение Первой мировой войны государства печатали огромные количества бумажной валюты, чтобы покрыть все военные долги, в то время как приток золота был крайне маленьким. Кроме того, тот золотой запас, который все же имелся, не был статичным и утекал в США в больших количествах, оставляя лишь небольшую часть запаса в Европе. Попытки совместить послевоенный золотовалютный стандарт с довоенной ценой на золото привели в 1919 году к дилемме. Одним решением являлось сокращение запаса бумажных средств, чтобы достигнуть довоенных цен. Это обеспечило бы резкую дефляцию и спад цен для того, чтобы вернуться к довоенной цене золота. Другим решением выступало повышение цены на золото, чтобы поддержать новый уровень цен, установившийся из-за избытка бумажной валюты. Повышение цены на золото означало девальвировать валюту навсегда. Выбор стоял между дефляцией и девальвацией.

Когда цены плавно падают из-за инноваций, масштабируемости и других полезных параметров, это одно дело. Тогда это считается «хорошей» дефляцией и это знакомо любому потребителю, который замечал, как цены на компьютеры или телевизоры с широким экраном падают с каждым годом. Но другое дело, когда цены форсированно урезаются ненужными сокращениями денежных средств, рискованных рыночных позиций, ограничениями кредитов, банкротством и массовой безработицей. Это называется «плохой» дефляцией. И именно такая дефляция требовалась для возврата к довоенным ценам на золото.