Увидев перед собой действующих роботов, Ярило и его учёные спутники не на шутку испугались.
Но и слесари сами тоже струхнули, потому что в одно мгновение поняли следующее: инженер Курносик, сумев-таки обманом пробраться на корабль, бросил всех и телетранспортировался на Колобок. Сюда же прибыли местные коротышки с материка, и теперь всех роботов отправят на переплавку.
– Не надо на переплавку! – загудели слесари в один голос. – Не надо на переплавку!..
Ярило от неожиданности сделал шаг назад, наступив на ногу Селёдочке (та не издала ни звука), и воскликнул: «Что?!»
Безошибочно угадав в нём главного, старший слесарь продолжал канючить:
– Вы не думайте, хозяин, у нас замечательные программы… практика, умения и навыки… опыт работы по железу, чугуну, стали, цветным металлам… мгновенные расчеты по нагрузкам и сопротивлению… молекулярные структуры…
В немом изумлении Ярило сделал протестующий жест рукой, и робот послушно замолчал. Отметив в нем явное отсутствие агрессивности, Ярило решился заговорить:
– Ну какой же я тебе хозяин?.. Я ученый, теоретик…
– Это вы правильно говорите, хозяин, – с готовностью поддержал его старший слесарь. – Теория у нас – первое дело! Теорию мы тоже понимаем. Сперва теория, а потом уже зубилом… семь раз отмерь…
– Да что за ерунду ты несешь? – прервал его Ярило. – Повторяю: никакой я тебе не хозяин. Ты мне лучше скажи, голубчик, не видел ли ты где-нибудь здесь коротышек? Ну, таких, как мы…
– Нет… – почесал под беретом резиновый затылок старший слесарь. – Коротышек не видели. Мы с коротышками не работаем. Железо, сталь, чугун, алюминий, цветные металлы…
И он опять затянул свою песню.
– Ну так что же, коллеги, – повернулся Ярило к своим спутникам, вполне успокоенный поведением роботов. – Эти механизмы, как видно, опасности для коротышек не представляют. Предлагаю спокойно продолжать осмотр.
И группа снова двинулась по коридорам в глубь подземной фабрики.
Ободрённые последним замечанием академика, роботы-слесари тоже увязались за ними, беспрестанно заверяя коротышек в своей преданности, послушании и выдающихся профессиональных навыках. На всякий случай их никто не гнал, когда же роботов просили о помощи, они послушно замолкали и бросались на подмогу. Но потом они снова начинали расхваливать себя на все лады…
Попетляв по коридорам, Ярило и его спутники зашли в тупик. Мощная стальная плита преграждала путь в какое-то, по всей видимости, чрезвычайно секретное помещение. О его секретности говорили контрольные датчики, во множестве вмонтированные в пол, стены и потолки. Как только коротышки ступили на этот контрольный участок, из динамиков загремело предупреждение: «Проход запрещён, проход запрещён, ваши психомолекулярные характеристики не соответствуют утверждённому образцу. Проход запрещён, проход…»
От этого громкого и неприятного голоса Ярило поморщился: у него всё ещё сильно болела голова. Заметив на его лице недовольство, к нему тотчас подскочил старший слесарь и угодливо заговорил:
– Хозяин чем-то недоволен? Не прикажет ли хозяин убавить громкость или совсем выключить?