В то время Штаты были самым большим производителем нефти в мире. Цены были очень стабильны – ими занималась специальная комиссия. Хотя скважины постоянно истощались, простые американские инженеры придумывали и совершенствовали технологии добычи.
Никаких фьючерсов, понятное дело, не было – потому что и необходимости в них не было. Первый большой нефтяной кризис произошёл через сто лет – в 1973–1974 годах, после него и возник рынок нефтяных фьючерсов. В то время на Израиль напали коварные египтяне и сирийцы (кстати, не без помощи СССР), евреи отбились, но куча африканских стран ввела против Израиля эмбарго. Нефтепроизводители, которые были членами ОПЕК, решили ещё жёстче приструнить Израиль и сократили поставки нефти на рынок. Это породило первый нефтяной кризис.
Надо упомянуть национализацию нефти. Раньше хищные нефтяные компании тайком искали залежи и скупали землю, под которой их нашли. Но никому, естественно, ничего не говорили. В развивающихся странах, где капитализм ещё не успел оскалиться, это вызывало мощное бурление говн.
Типа, вам продали землю, а не то, что внутри неё, какого хера вы нашу родную нефть высасываете?
Процесс начался в Мексике в 1938 году. Нефть тогда принадлежала компаниям, которые владели землёй. А мексы сказали, что, пожалуй, хватит: это национальное достояние и не вам тут хозяйничать. Взяли и забрали всё взад. Был, естественно, адский скандал – ну как так, капстрана! Право на собственность! Но мир немного склонялся влево в те времена. Потом Иран в 1951 году национализировал нефтянку. Дальше ещё какие-то страны. Так нефть отобрали у корпораций и поставили на службу родине. У нас она вон до сих пор родине служит, а простым гражданам не достаётся.
Надо сказать, что после Второй мировой в мире активно шёл процесс деколонизации, создавались новые независимые страны. Они, естественно, хотели вернуть контроль над своими ресурсами и защитить появляющиеся национальные интересы. Но львиную долю нефтедобычи захавал адский буржуазный картель «Семь Сестёр»: Exxon, Royal Dutch Shell, Chevron, Texaco (продана Chevron), Gulf Oil (большей частью продана Chevron), Mobil (в 1999 году объединилась с Exxon), и British Petroleum. Сама BP раньше называлась «Англо-Персидской Нефтяной Компанией», помните такие из первой части? Эти «сёстры» были так круты, что диктовали закупочные цены государствам, давили и устраняли конкурентов не из англосаксонской тусы. В один прекрасный момент это всем надоело.
В 1960 году Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт и Венесуэла создали ОПЕК, что сразу вызвало кризис. За десять лет ОПЕК сильно вырос и стал сопротивляться капиталистическому картелю, который к 1973 году контролировал аж 85 % запасов мировой нефти.
В 2000-е годы заговорили о «новых сёстрах» из развивающихся стран. По данным Financial Times, эта группа включает в себя CNPC (Китайскую Национальную Нефтегазовую корпорацию), Газпром, NIOC (Национальную Иранскую Нефтяную Компанию), Petrobras (Бразилия), PDVSA (Венесуэла), Petronas (Малайзия) и Saudi Aramco (Саудовская Аравия) – последняя на данный момент самая большая компания в мире по капитализации (по некоторым оценкам), по добыче и запасам нефти.