Первый урок мы получили от английского бизнесмена мистера Кимейкерса, который заявил: «Чтобы изучать что-то беспристрастно и систематически, западным людям отчаянно необходимо избавиться от высокомерия и культурных предрассудков, всегда придерживаться научного подхода и мыслить критически; только так можно искать Истину среди суеверной толпы». Наше путешествие в поисках Истины было подобно постепенной шлифовке драгоценного камня. Мы провели несколько лет в кропотливых поисках и тщательном отборе фактов, прежде чем познакомились с монахами, которые могли служить представителями подлинной духовной жизни в Индии. Нам посчастливилось стать свидетелями благородной и духовной деятельности, которую большинство западных людей даже представить себе не могут. Нам открылись Истины, тайно и бережно передававшиеся через века.
Будучи научной экспедицией, мы тщательно исследовали, бдительно анализировали и подвергали серьезным сомнениям увиденное нами, пока все не становилось предельно ясным. Каждый из нас по отдельности описывал в общем дневнике все, что мы наблюдали. Потом мы прочитывали, обсуждали и корректировали все эти материалы и заносили их в чистовой отчет лишь после общего утверждения. Такая процедура давала нам право утверждать, что наши отчеты были основаны исключительно на научном подходе, а не на личных убеждениях. Мы надеялись, что после публикации эти материалы послужат мостом между двумя культурами и выведут дальнейшие исследования на более глубокий уровень.
Насильственное прекращение экспедиции разрушило все наши планы. Профессор Аллен полагал, что нам следует вернуться в Лондон, обнародовать наши открытия и четко объяснить их публике – тогда, дескать, люди подобреют по отношению к нам. Я был настроен менее оптимистично. Мне казалось преждевременным пытаться изменить общественное мнение, основывавшееся на узости мышления, предрассудках и слепом высокомерии. Люди Запада взирали на Индию сверху вниз – как на слаборазвитую страну, невежественную колонию, населенную неграмотными суеверными дикарями. Им не дано было разглядеть под палящим тропическим солнцем тонкие духовные ценности Индии и развитие ее науки.
Профессор Мортимер и американские ученые хотели отделиться от экспедиции и продолжать исследования, поскольку Соединенные Штаты Америки были менее предубеждены против Индии. Йельский и Гарвардский университеты готовы были финансово поддержать исследования, уже показавшие интересные результаты. Как начальник экспедиции, я не хотел, чтобы столь плодотворная работа была прервана, но мне также не нравилось то, что все лавры могут достаться американским университетам. В конце концов, я был подданным Британии и гордился английскими традициями. Экспедицию снаряжал Оксфордский университет, и мы желали, чтобы он получил заслуженное признание.