Некоторые родители-интроверты прекрасно помнят, как страдали в детстве от одиночества. Они тревожатся за своих детей-«внутренников» и пытаются подкорректировать их характер. Вот как рассказывает об этом один отец-интроверт: «Меня очень беспокоит, что Джордан похож на меня. Он все держит в себе, и я постоянно пытаюсь разговорить его. Может быть, мне стоит чаще выводить его из дома? Но каждый раз, когда я об этом думаю, сразу вспоминаю, как сам страдал, когда родители давили на меня. Я стараюсь показать ему, что быть интровертом – нормально, в этом нет ничего страшного, я сам такой и знаю, каково это».
Если родитель-интроверт одинок, то ребенок для него перестает быть ребенком и становится чем-то вроде супруга. Маленькие интроверты – прирожденные слушатели, они мудры не по годам и любят доверительные отношения. Это может обернуться неприятностями, если ребенок – вольно или невольно – берет на себя роль родителя. Дети, которым рано приходится становиться взрослыми, лишаются детства. В результате они не проходят некоторые необходимые стадии развития. Слишком тесная связь с родителем или родителями подрывает уверенность ребенка в себе и усиливает природную склонность интроверта к нерешительности и колебаниям. Позже таким детям будет трудно по-настоящему опериться и вылететь из родительского гнезда. Если же они все-таки женятся или выходят замуж – правда, далеко не все, – то им бывает трудно справляться с родительскими обязанностями и другими заботами зрелой жизни именно потому, что в детстве они были лишены необходимого опыта постепенного взросления. Если вы – родитель-одиночка, то старайтесь решать свои проблемы, не нагружая ими ребенка. Пусть ваш маленький интроверт общается со сверстниками, хотя бы с одним-двумя. Сохраните здоровые отношения «родитель – ребенок» и наблюдайте за их развитием – это самый лучший выход для вас обоих.
И родители, и дети – экстраверты
Такие семьи редко засиживаются на одном месте. Они, как правило, очень активны. Экстраверты со страстью отдаются игре, работе, любят быть в центре внимания и остаются верными своей компании, своему кругу общения. Им нравится находиться в шумном обществе, вести оживленные беседы и беззлобные споры. «Наружникам» нужно видеть плоды своих усилий, обычно в них силен дух соревновательности и стремление быть первыми. Они нравятся людям, а люди нравятся им. Они умеют получать удовольствие от жизни. У меня есть клиенты – экстраверты-родители и экстраверты-дети. Многие из них – обладатели годового абонемента в Диснейленд. Однако зачастую они не чувствуют меру и могут с головой уйти в свои радости, проскочив мимо более существенных вещей, делающих жизнь духовно богаче. Разогнавшись, они уже не могут остановиться, чтобы прислушаться к себе или к другим. Если такие люди не научатся уравновешивать периоды активности и покоя, то годы неуемной экстраверсии могут довести их до истощения. Если никто из членов семьи или какое-то чрезвычайное происшествие не сбавит темпа их жизни, то через полтора десятка лет вся семья начнет страдать от физического или эмоционального переутомления. При этом не факт, что члены семьи обретут способность к самоанализу и научатся наслаждаться более скромными радостями жизни. Возможно, «наружники» считают, что все вокруг должны мыслить и вести себя так же, как они. Экстраверт, воспитанный экстравертами, рискует вырасти человеком без ощущения собственной индивидуальности, в высшей степени зависимым от чужой оценки.