Герман Гессе
Давайте поближе познакомимся с ацетилхолином – нейромедиатором, доминирующим у интровертов. Ацетилхолин включает способность мозга к длительной концентрации мышления и внимания. Тормозя телесную активность во время бодрствования, он дает мозгу возможность сосредоточиться. Но, с другой стороны, именно ацетилхолин является медиатором мышечного сокращения. Удивительно, но факт: ацетилхолин обездвиживает тело во время сна и одновременно возбуждает мозг в фазе быстрых движений глаз (БДГ), когда спящий видит сны. В фазе БДГ мозг более активен, чем во время бодрствования.
Нейромедиаторы и другие вещества выполняют в мозге человека свою невидимую работу, благодаря которой и проявляется разница в поведении, мышлении и эмоциях людей.
Нейромедиатор либо возбуждает, либо тормозит активность нервной клетки. Если медиатор возбуждает цепь нервных клеток, то они разряжаются по принципу домино – костяшки падают одна за другой. Тормозные медиаторы предотвращают эту цепную реакцию.
Ниже перечислены самые важные нейромедиаторы и их основные функции.
Ацетилхолин говорит: «Минуточку, давайте передохнем и подумаем». Ацетилхолин – это повелитель мышления, сосредоточенности и произвольных движений. Этот нейромедиатор контролирует жизненно важные функции, управляющие процессами возбуждения, концентрации внимания, понимания, восприимчивости к обучению, сна и бодрствования. Это доминирующий нейромедиатор, используемый склонной к торможению нервной системой интровертов. Недостаток ацетилхолина приводит к нарушению способности к обучению и познанию, к ухудшению памяти. При болезни Альцгеймера первыми разрушаются холинергические нейроны.
Допамин говорит: «Если тебе это нравится, действуй!» Этот нейромедиатор – главный в системе поощрений. Допамин регулирует движения, вызывает чувство удовольствия и побуждает к действию. Допамин играет решающую роль в реакции готовности, а также вызывает возбуждение в предчувствии чего-то нового. Этот нейромедиатор доминирует у экстравертов, заставляя их нервную систему работать по принципу «Дави на газ!». Этот нейромедиатор вызывает зависимость, как наркотик.
Энкефалины и эндорфины говорят: «Нам не больно». Подобно анестетикам, они притупляют ощущение боли, уменьшают стресс и делают человека спокойным и безмятежным. Функция этих медиаторов – противодействие стрессу. Как и допамин, они могут вызвать зависимость. Выделяются энкефалины и эндорфины в ответ на боль, во время медитации, при сильном возбуждении и при употреблении в пищу острого красного перца.
Серотонин говорит: «Все хорошо в меру». Этот «сок» помогает засыпать, навевает спокойное, мирное настроение. Тем не менее в серотонине много загадочного. Без серотонина человек не может толком проснуться или сосредоточиться, но при его избытке чувствует усталость и начинает клевать носом. Серотонин – главный модулятор импульсивного поведения, ибо противодействует агрессии, депрессии, тревоге и импульсивности, внушая человеку безмятежное спокойствие. Серотонин является основным действующим веществом в современных антидепрессантах.