Хотя первые представления о жизни нашей планеты и основывались лишь на эмпирических наблюдениях над природными явлениями, тем не менее в них главенствующую роль занимали скорее фантастические вымыслы, чем объективная реальность. Однако уже тогда, в далекие от нас времена, возникали отдельные идеи и воззрения, которые и сегодня поражают нас своим сходством с нашими представлениями о происхождении Земли.
Так, например, римский философ и поэт Тит Лукреций Кар, известный как автор дидактической поэмы «О природе вещей», считал, что Вселенная бесконечна и в ней существует множество миров, подобных нашему. О том же писал в своих трудах и древнегреческий ученый Гераклит (500 лет до н. э.):
«Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».
После падения Римской империи для Европы наступила тяжелая пора Средневековья — период господства богословия и схоластики. Этот период затем сменился эпохой Возрождения, во время которого труды Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея подготовили появление прогрессивных космогонических идей. Они были высказаны в разное время Р. Декартом, И. Ньютоном, Н. Стеноном, И. Кантом и П. Лапласом.
Так, в частности, по мнению Р. Декарта, Земля прежде была раскаленным телом, подобно Солнцу. Однако впоследствии она остыла и стала представлять собой потухшее небесное тело, в недрах которого все же сохранился огонь. Раскаленное ядро покрывала плотная оболочка, состоявшая из вещества, подобного веществу солнечных пятен. Выше находилась новая оболочка — из мелких осколков, возникших в результате распада пятен.
Немецкий ученый И. Кант в 1755 году предположил, что вещество, из которого состоит тело нашей Солнечной системы — все планеты и кометы, до начала всех преобразований было разложено на свои первичные элементы и заполняло весь тот объем Вселенной, в котором движутся теперь образовавшиеся из них тела. Эти представления И. Канта о том, что Солнечная система образовалась в результате скопления первичного дисперсного рассеянного вещества, кажутся сегодня удивительно правильными.
Несколько позже, в 1796 году, французский исследователь П. Лаплас высказал сходные идеи о происхождении Земли, ничего не зная о существовании трактата И. Канта. Появившаяся гипотеза о происхождении Земли получила, таким образом, название гипотезы Канта — Лапласа. Согласно этой гипотезе Солнце и движущиеся вокруг него планеты образовались из единой туманности, которая, вращаясь, распадалась на отдельные сгустки вещества — планеты.
Первоначально огненно — жидкая Земля остывала, покрывалась коркой, которая коробилась по мере остывания недр и уменьшения их объема. Нужно сказать, что гипотеза Канта — Лапласа более ста пятидесяти лет преобладала в ряду других космогонических воззрений. Именно исходя из этой гипотезы, геологи объясняли все геологические процессы, протекавшие в недрах нашей планеты и на ее поверхности.
Большое значение для разработки достоверных научных гипотез о происхождении Земли, несомненно, сыграли МЕТЕОРИТЫ — пришельцы из далекого космоса. Дело в том, что метеориты падали на землю всегда. Но далеко не всегда их считали пришельцами из космоса. Один из первых, кто правильно объяснил появление метеоритов, был немецкий физик Э. Хладни, доказавший в 1794 году, что метеориты — это остатки болидов, имеющих неземное происхождение. По его мнению, метеориты являются странствующими в космосе кусками межпланетной материи, возможно, и осколками планет.