Россия и Казахстан входят в один макрорегион с общей энергетической, транспортной и экологической инфраструктурой и перспективы их развития во многом связаны с дальнейшим углублением сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, с воссозданием единой энергетической системы.
Создан таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. На долю этих государств приходится 83,4 % внешнеторгового оборота со странами СНГ. В торговой структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы.
Анализ роста экономики страны и хода выполнения структурных реформ показывает, что в течение длительной перспективы экспорт энергоресурсов останется на высоком уровне.
Таблица 12
Прогнозный баланс топливно-энергетических ресурсов по России на период до 2020 года
* Приведенные показатели прогнозных балансов ТЭР носят ориентировочны характер и подлежат корректировке в соответствие с изменениями макроэкономических условий и проводимой экономической политики (ценовой, налоговой, тамоденной, инвестиционной и др.)
Сегодня нефть и природный газ – основные экспортируемые энергоресурсы. В 2011 г. за рубеж направлено около 237 млн. т сырой нефти, или 46,5 % объема ее добычи, и свыше 130 млн. т нефтепродуктов, что превысило половину объема их производства в стране. В настоящее время почти 90 % экспорта жидкого топлива поставляется в страны дальнего зарубежья, тогда как в начале 1990-х годов в страны СНГ шло более половины российской нефти и почти 18 % нефтепродуктов. В 2011 г. поставки природного газа из России достигли 182 млрд. куб. м и обеспечили 33 % общего спроса в Европе.
Основным партнером России в области торговли энергоресурсами остается Европейский Союз (ЕС), который потребляет около 14 % энергии в мире и является крупнейшим нетто-импортером энергоресурсов. По прогнозам EIA[42], рост потребления первичных энергоресурсов в ЕС ежегодно будет составлять около 0,5 % (при росте экономики в странах ЕС на 1,8 % в год). Таким образом, к 2030 г. внутреннее потребление первичных энергоресурсов в ЕС увеличится на 12 % по сравнению с 2008 г. и достигнет около 1800 млн. т н. э. в год.
Можно ожидать, что в период до 2020 г. российский экспорт нефти несколько возрастет, прежде всего, за счет развития нового экспортного направления в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В период 20202030 гг. добыча сырой нефти в России выйдет на практически постоянный уровень, что приведет к неизбежному сокращению экспорта нефти и нефтепродуктов. Эта тенденция проявится более остро после 2030 г., когда добыча нефти начнет сокращаться в связи с исчерпанием ресурсов дешевой нефти. Поддержание экспорта нефти на высоком уровне может потребовать создания в России производств синтетической нефти на базе дешевых углей.
Что касается природного газа, то по прогнозам МЭА [43], спрос на него в странах ЕС может возрасти с 536 млрд. куб. м в 2008 г. до 621 млрд. куб. м в 2030 г. Сегодня сложно говорить о том, сможет ли российский газ сохранить свою долю на европейском рынке в долгосрочной перспективе. В последнее время наметился ряд политических и экономических факторов, которые могут повлиять на контуры развития западного направления экспорта природного газа из России в ближайшие несколько десятилетий. Важнейшими из них являются: