Набросок по поводу ситуации в Германии (между 20 и 22 сентября 1923 года)
1) Революция назрела, надо взять власть, нельзя давать власть фашистам.
2) Интервенция со стороны Франции и Польши вероятна.
3) Поражение революции в Германии есть шаг войны с Россией. У нас передышка и так неустойчива (ультиматум), после же поражения революции еще хуже.
4) Либо судьба Греции, либо готовиться к обороне, поддерживая всячески германский пролетариат.
Политбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) и Коминтерн.
1919–1943. Документы. С. 171.
РГАСПИ Ф. 558. Оп. 11. Д. 25. Л. 102.
Переписка по поводу ситуации в Германии (между 20 и 22 сентября 1923 года)
Тов. Зиновьев!
Не приходило ли Вам в голову, что в случае Германской революции и нашей войны с Польшей и Румынией решающее значение могли бы иметь наступление наше на Вост. Галицию (где поднять восстание нетрудно) и “случайный” прорыв наш в Чехословакию, где при сильной КП вполне возможна революция (в “присутствии” наших двух-трех дивизий). Таким способом мы: 1) вышли бы в глубокий тыл Польше и ее участь была бы решена; 2) вышли бы через Ч.-С. “корридор” в Советскую Германию; 3) имели бы Ч.-С. Красную армию. Не следует ли уже теперь вести политическую подготовку Ч.-С. в этом направлении?
Гусев.
Слишком рано ставится этот вопрос, если его действительно хочет поставить т. Гусев. Сам по себе план проблематичен. Не этот вопрос важен теперь, а другой, а именно: под каким легальным прикрытием мобилизовать солдат, сохраняя внешность миролюбия и, по крайней мере, внешность обороны.
И. Сталин.
Политбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) и Коминтерн.
1919–1943. Документы. С. 172.
РГАСПИ Ф. 324. Оп. 2. Д. 26. Л. 27.
Письмо Б.И. Магидову 22 ноября 1923 года
22/ХI-23 г.
Дорогой тов. Магидов!
Ваше письмо получил. Большое Вам за него спасибо. Из 15 номера закрытого письма увидите, что затронутые Вами вопросы помогли мне оформить некоторые недочеты в практике нашей партии. Получение Вашего письма совпало с моментом назначения Политбюро ЦК специальной комиссии во главе с т. Ярославским для проверки работы Донбасса. Как видите, и в этом пункте попали Вы в точку. Ваши жалобы на отсутствие информации из центра совершенно правильны. Надеюсь, что 15 письмо ЦК даст Вам в этом отношении некоторое удовлетворение. Беда в том, что нельзя обо всем писать. Например, ЦК постановил не сообщать партийным организациям резолюции Пленума ЦК и ЦКК в октябре этого года по поводу некоторых разногласий внутри Политбюро. Разногласия эти, в сущности, не велики, они уже разрешены Пленумом ЦК и ЦКК в духе позиции большинства Политбюро, сами недоразумения отпали целиком или почти целиком, ибо мы продолжаем работать дружно. Тем не менее, я не вправе послать Вам текст соответствующей резолюции ЦК и ЦКК ввиду запрета со стороны этих партийных инстанций. В январе предстоит общепартийная конференция, должно быть, увидимся тогда в Москве, и я смогу устно рассказать Вам обо всем случившемся. Еще раз большое спасибо за письмо. Прошу писать и впредь. Жму руку.
И. Сталин.
Большевистское руководство. Переписка. 1912–1927. С. 289.