Нас раздражают любые разговоры о неизбежности смерти точно так же, как больных из онкологии. Потому что, а что толку от них, если исправить ничего нельзя… Зачем же отравлять себе жизнь и сыпать соль на рану? Будем жить так, словно нет никакой смерти. Будем петь мантры и сочинять нелепые оправдания… Будем табуировать эту тему.
Сегодня люди считают себя беспомощными перед лицом смерти, как вчера считали беспомощными перед лицом чумы. Но с той разницей, что позиция средневековых людей имела логичное оправдание. Позиция современных людей никакого оправдания не имеет.
В древности чума считалась карой всемогущего Бога. Человек считался беспомощным перед высшей силой. Ни о каком сопротивлении даже не мыслили. Идея сопротивляться чуме в такой атмосфере была аналогом идее сопротивляться Богу. Потому у людей мысль в ту сторону и не шла. Единственное средство против чумы — молитва к милостивому Богу о прощении нас, грешных. Если бы кто призвал искать причину болезни в чем-то ином, кроме грехов перед Богом, его бы… Даже затрудняюсь сразу сказать, как сложилась бы судьба такого безумца… Наверное, попал бы в разряд юродивых, маргиналов и городских сумасшедших. Не исключаю, что при неблагоприятном развитии ситуации его могли бы признать опасным для церкви человеком. А это уже грозило костром…
Подчеркиваю, когда я говорю о борьбе, то имею в виду не карантины, санитарные кордоны, системы фильтрации и прочее. В романской части Европы сохранилась масса населенных пунктов, в названии которых слово «contamine», оставшееся от карантина.
Эти памятники указывают, что люди защищались от чумы, как от наводнения или урагана. Им в голову не могла прийти идея выявить и устранить причину наводнения, засухи или чумы. Всем было понятно, что это дело рук Бога. Искать иную причину чумы — для такой мысли просто места не было в голове религиозного человека.
Как у человека нет шанса знать древний язык, пока он не поставил себе такой цели, так у общества не было шанса победить чуму, пока оно не начало глядеть на чуму не как на наказание от Бога, а как на болезнь. Но как только взгляд на проблему в корне изменился, проблема за относительно короткое время была решена.
Вчера смерть считали законом, исходящим от Бога. Потому и реакция на нее была соответствующая — никакой реакции не было. Бог дал, Бог взял. Но сегодня в Бога не верят. Следовательно, нет веры, что всемогущий Бог постановил умирать, и потому нет смысла даже думать о сопротивлении. Смерть — это такая же болезнь, как чума. Значит, ее можно преодолеть, если не на кухне говорить про это, а заниматься этой проблемой.
Верующий человек может объяснить, почему считает чуму непобедимой. Неверующий человек не может объяснить, почему считает смерть непобедимой. Его вера во всемогущество смерти — самая слепая вера из всех слепых вер.
Если бы такую позицию заявляли только глупые люди, это можно было объяснить. Римская пословица гласит: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Но в той же степени и наоборот, что позволено быку, не позволено Юпитеру. Быку позволено не думать. Он может говорить глупости. Юпитеру это не позволено (иначе он не Юпитер).