Прежде всего, то сказать истинно, что сверхсущностное Богона — чалие, благостью составив все сущности сущего, привело их в бытие. Это характерная особенность Причины всего и все превышающей Благости — призывать сущее к приобщению[119] Себе, как каждому из сущего[120] определено его мерой. Так что все сущее[121] причаствует Промыслу, изливаемому из сверхсущностного и всепричинного Божества, ибо его просто не было бы[122], не будь оно причастно Сущности и Началу сущего[123]. Ведь все неживое[124] причастно Ему своим бытием (ибо бытие всего — это превышающее бытие Божество), живое — Его[125] животворной превышающей всякую жизнь силе, а словесное и разумное — Его само — совершенной и пред — совер — шенной премудрости, превышающей всякие слово и ум. И ясно, что те из существ близки к Нему, что причастны Ему многообразно.
2. Ведь святые порядки небесных существ[126] в причастности богоначальному преподанию превышают и только сущее, и бессловесно живое, и соответствующее нам разумное. Ибо стремясь умственно вылепить себя[127] по образцу Бога, надмирно взирая на подобие Бого — началия и с Ним сообразовывая образ своего разума, они поистине полнее приобщены Ему как ближайшие[128] и простирающиеся, насколько это допустимо, к вершине в усер — ИиВи божественной и неколебимой любви, и как невещественно и не — " воспринимающие начальные осияния, и к ним приобщающиеся И имеющие в качестве умственной[129] всю жизнь. Они, стало д оказываются первыми и многообразно причастными божествен — нГу’и первнми и многообразно выявляют богоначальную сокровенность и поэтому они, минуя всех, исключительным образом, удо ены именования ангелами[130], — потому что богоначальное осияние исходит первым делом в них, и они в нас ниспосылают превышающие нас изъявления.
Так ведь, как говорит Богословие, через ангелов, нам был дан Закон (см. Деян. 7:53; Г ал. 3:19; Евр. 2:2), и наших известных[131] отцов, прежде Закона и после явления Закона живших, ангелы возводили к божественному, либо научая что нужно делать и выводя из заблуждений и нечестивой жизни на прямой путь истины, либо открывая священные чины или сокровенные видения надмирных тайн, либо пророчески являя некие божественные проречения.
3. Если же кто — нибудь скажет, что богоявления некоторым святым бымют пряГо и непосредственно[132] (Быт,2:7; 28:13), пусть и то ясно узнает он из священнейших Речений, что само сокровенное Божие, чем бы оно ни было[133], «никто не видел» (ср. Ин. 1:18) и не увидит, богоявления же преподобным бывали в виде подобающих Богу изъявлений через некие священные и мере созерцающих соответствующие видения. Всепремудрое же Богословие то видение, которое являло в себе, как в образе[134], начертанное божественное подобие Неизобразимого, справедливо — оттого, что оно возводит созерцающих к божественному, — называет богоявлением[135], — так как благодаря ему происходит божественное осияние созерцающих и они постигают что-то из божественного. Такими вот божественными видениями наши прославленные отцы были научаемы при посредничестве небесных сил. И о священном уставоположении Закона