— В каком смысле — долго? Я сразу подскочила, как только ты упал.
И впрямь, рокот мотоцикла только ещё удалялся. Прошло всего несколько секунд, а казалось, что видение длилось целую вечность.
— Жук! — всплыло вдруг в его памяти. — Здесь был Часовщик?
— Только его механический посланец… да и тот улетел. — Поддерживая Джека под руку, Гвен принялась стряхивать пыль с его куртки. — Ты что-то видел?
Джек присел на обочине тротуара, стараясь не прикасаться к камням.
— Ну… а вообще, что может увидеть искатель? Я имею в виду, кроме следов керосина или запаха селёдки в цвете. А такое… ну… серьёзное? — Он взглянул в глаза девочке. — Например, видения какие-нибудь…
— Глюканул?! — ахнула Гвен.
— Что? — Он быстро оглядел себя. — Я не… Как? Ты что имеешь в виду?
— Глюканул… — Она присела рядом, помолчав. — Ну то есть получил видение, прикоснувшись к чему-то. Увидел прошлое, недавнее или далёкое. Так?
Джек озадаченно кивнул. Сияющая Гвен окинула взглядом булыжную мостовую.
— Вот здо́рово! — воскликнула она и вдруг замолчала.
— Гвен! — наконец не вытерпел он.
— Что?
Джек вздохнул, пожимая плечами.
— Ах да, — сообразила она, — надо же объяснить… — Веснушки на щеках подпрыгнули в улыбке. — Понимаешь, Джек, мир вокруг нас полон прошлого. — Она широко обвела рукой улицу. — Свет и звуки оставляют следы в таких твёрдых материалах, как металл и камень, и таким образом записывают информацию, подобно лазерному лучу на компьютерном диске. А ты способен эту информацию считывать — с помощью своего уникального матричного восприятия… Ну вроде как перегружать данные к себе в мозг.
— Ты хочешь сказать… выходит, я могу трогать любые вещи и видеть их прошлое?
— Ну-у… — Гвен неопределённо махнула рукой. — На самом деле не всё так просто… Искатели могут работать только с минералами, и результат сильно зависит от вещества. У камня память глубокая и уходит в прошлое на сотни, даже тысячи лет, но звуки и картинки получаются смазанные, тусклые, вроде теней и эха. Железо и сталь, наоборот, сохраняют больше чётких деталей, но у самой поверхности, и эти данные быстро перезаписываются, как в оперативной памяти компьютера.
— Понятно, — кивнул Джек, — либо одни старые тени, либо подробности, но недавние.
Веснушки Гвен снова подпрыгнули, в глазах блеснула хитринка.
— Есть исключение — драгоценные камни, особенно крупные, в королевских коронах. Свет проникает в них глубоко, а кристаллическая структура сохраняет образы и звуки практически навечно. С помощью старинных сокровищ искатели раскрывали убийства через много веков, находили гробницы фараонов — просто подержав в руках древний камень.
Джек медленно поднялся на ноги, отступил на шаг, обводя взглядом улицу. От услышанного захватило дух, мыслям стало тесно в голове.
— Почему же… почему ты не сказала это сразу, ещё в Бюро?
— Дело в том, что этого вообще не должно было случиться. Такая способность требует развития, долгих тренировок, и даже с лучшими инструкторами ни разу ни у кого не проявлялась до восемнадцати лет. И вот… — Гвен встала и восхищённо взмахнула рукой: — Просто поразительно!