Только представьте – пустыня, воронка глубиной с 5-этажный дом, на дне которой три человека с напрягающимися от перегрузки сердца сосудами на шее и лице, с красными, засыпанными песком глазами, трудясь как муравьи, бросают песок вверх из этой громадной ямы!
Якубову 60 лет. В экипаже он штурман. На каждом бивуаке я по часу вожусь с его ногами, буквально разрываю от сцепления подагрой суставы, чтобы он смог снова надеть ботинки и уйти на очередной этап. У Савостина – механика экипажа – другая беда. Его кто-то укусил, и, несмотря на все необходимые прививки, он также с трудом ходил. Ноги раздулись и отекли. Плечи не давали поднимать руки выше головы. И вот эти люди махали лопатами, выгребали песок из Сахары, почти без надежды спасти машину.
Задыхаясь и падая от напряжения, они продолжали выполнять эту, казалось бы, бессмысленную работу. Чагин, пилот экипажа, самый здоровый из всех, дал команду передохнуть и выполз из воронки. Машина продолжала погружаться в песок. Надо было ее остановить. И тут Володе пришла в голову невероятная идея. Он решил использовать механический домкрат, который обычно выполняет функцию балласта, т. е. не используется. Но он всегда в наличии. «А что, если попробовать упереться им в верхнюю гайку колеса и остановить сползание машины?» – кинул он идею. «Сорвет гайку, 10 тонн все-таки», – сказал было Семен Семенович. «Попробуем!»
Наш «Золотой Бедуин», 2006 г.
Положив плашмя уцелевший трап и водрузив на него домкрат, поддомкратили колесо. Машина чуть шевельнулась и… замерла, сбалансированная от смещения. Быстро подкопались под колесо, надели покрышку, подкачали колесо и, подкладывая трапы, тихо выползли из воронки. На все ушло 1 час 50 минут. Я спросил у Семена Семеновича: «Сколько обычно в таких случаях уходит времени на вытаскивание машины специальной бригадой с техникой?» «Две недели» – таков был его ответ… Это невозможно понять и переварить простому человеку, к которым отношу я публикующих информацию о «Дакаре», если профессионалы в смятении от совершенного экипажем Чагина! Наверное, потому журналисты и не отдали должного этому подвигу, не оценили, и он прошел незамеченным для всего мира. Ехали, попали в воронку, выбрались, догоняли и все-таки победили… А Владимир Чагин – действительно Царь пустыни!
Ремонт в пустыне
Мавритания все же дикая страна. Связь только через спутниковый телефон. Мобильные телефоны молчат. Население одето в какие-то хламиды, многие воруют и попрошайничают похлеще бомжей на московских перекрестках.
Песок, песок, песок… Очереди на заправку. Здесь я встретился с необычным для других стран феноменом: водители торгуются, пытаясь снизить цену на топливо, причем на заправках топчется куча каких-то сомнительных личностей. Ощущение, что попадаешь на местную тусовку. Других развлечений для здешнего населения нет. Торгуемся и мы, так как впереди пустыня без колонок. Едем по навигационным приборам. «Жопээс» – как говорит Михалыч.
Команда Якубова на этом фоне – нечто уникальное. Семен Семенович собрал коллектив мастеров, каждый из которых ас в своем деле, ежедневно совершающий трудовой подвиг и относящийся к этому совершенно спокойно. Такие люди считают, что к своему делу нужно подходить именно так, поскольку все они «едят из одной тарелки».