56. Если замечаешь следы страстных движений, дел же по ним не имеешь; то не мечтай много о себе. Нет дел, может быть, потому только, что случаев к ним нет. Явись случаи, и ты окажешься чувственнее турка, злее башибузука, корыстнее жида.
57. Сначала труды покаяния, как ни будь сильны, кажутся ничем; но потом, когда совесть насытится, они могут показаться за ничто. Не надо допускать до этого.
58. Отпущение грехов таинственное бывает тотчас по исповеди, в момент разрешения священнического; а отпущение следов их из естества совершается по трудам покаяния. Умершие, не достигшие сего в жизни, доходят до сего там – молитвами Святой Церкви.
59. Снизу к сердцу подходящий и покушающийся все его захватить дух туги и томления – не доброго есть свойства. Отревать его надо. Эта туга неопределенна; доброе же скорбение всегда имеет определенно предметом грехи свои и свое недостоинство.
60. Бывает, что внешне служба идет исправно, а по внутреннему она очень неисправна. Бывает и служащий, который внешне состоит в порядке, а внутренне есть как расстриженный.
61. Духовную жизнь, кажется, лучше бы называть внутреннею. Это и понятнее, и объятнее, и точнее.
62. Не грех только плотской, но всякое угодие плоти в пище, питии, сне, покое, положении или пресекает духовные движения, или умаляет силу их напряжения.
63. С заботою не приходи к молитве; иначе молитвование твое не будет молитва. Умение отрезывать заботу вымоли всякий сам себе. Ею враг бросает туда и сюда души, как пшеницу в решете.
64. Без заботы душа – как на молитву, так к Господу. А с нею – и молитва ею полна, и по молитве все она.
65. Чуждо присвоение духовное (себе приписывание успехов) является в разных видах и бывает причиною научительного отступления благодати. Отсюда окаменение, забвение, омрачение, потеря энергии. Средство против него – все как от руки Божией принимать с благодарностью, как дар, и жить всегда в предании себя Богу, всего чая свыше.
66. Добрые мысли, внезапно посещающие и проходящие душу, бывают от Господа или от Ангела Хранителя. Они упорядочивают все внутри, освящают как внутреннее, так и внешнее и поставляют в обрадованное состояние. Вражьи же помыслы, и нехудые, производят смятение и омрачение, сопровождаясь самодовольством, а худые приносят с собою всегда бурю страстных движений, более или менее сильных и разрушительных.
67. Во внутренней жизни – свои уставы и законы, свои исправности и неисправности, свои награды и наказания, кои не соображаются со внешними, а идут своим чередом. Вне – одно положение, а внутри – другое.
68. По покаянии и трудах очищения совесть по временам перебирает все нагрешенное в жизни и судит. Се суд прежде оного. Это очень смирительно. – К этому и враг иногда подделывается; только он приводит на память одни дела, по человеческому суду недобрые, дела неразумия и оплошности, тех же, коими оскорблен Бог, он не касается. Суд совестный, можно сказать, благодатный, оживляет раскаяние и сокрушение уповательное, отрадою помилования растворяемое; а этот вражий наводит безотрадную и тяжелую тугу.