Психологи говорят, что пятьдесят процентов всего, чему мы учимся за всю жизнь, мы узнаем в первые семь лет. За остальное время мы усваиваем еще пятьдесят процентов. А половину мы узнаем к семи годам. К тому времени, когда тебе исполняется двадцать, ты уже выучил восемьдесят процентов. Ты костенеешь, застываешь. Тебя научили не доверять. Мальчикам говорят: «Избегай девочек, они опасны». А девочкам говорят: «Держись подальше от мальчиков, они плохие и могут причинить тебе вред». И как после двадцати лет промывания мозгов можно все это вдруг забыть; все, что тебе постоянно твердили родители, чему учили в школе, в колледже, в университете, в церкви?
Снова и снова возникает вопрос: так много мужчин говорили мне, что они боятся женщин, а женщины говорят, что боятся мужчин. Ты не родился таким перепуганным, изначально в тебе не было этого страха. Ребенок рождается совершенно бесстрашным. А потом мы учим его бояться, мы программируем его сознание.
От этого следует отказаться, это просто делает из людей психов. И тогда люди начинают сражаться: мужья и жены вечно воюют друг с другом и потом еще удивляются, почему они никак не могут остановить свои войны и почему их отношения портятся. Почему это происходит? Тебя отравили, и ты сознательно должен отказаться от этих установок. Иначе твой страх никуда не денется.
В мужчине или женщине нет ничего, чего следовало бы бояться. Они такие же, как и ты; им, как и тебе, нужна любовь; они тоже, как и ты, очень хотят протянуть тебе руку. Они хотят участвовать в твоей жизни, хотят, чтобы другие принимали участие в них, ведь чем больше людей разделяют друг с другом свои жизни, тем больше на свете становится радости. Люди выглядят такими подавленными. Они стали очень одиноки. Даже в толпе люди одиноки, ведь все друг друга боятся. Даже если люди сидят рядом, они так себя сдерживают, что все их существо деревенеет. Они покрыты твердым панцирем, их прикрывает броня, поэтому, даже когда они встречаются, настоящей встречи не происходит. Люди держат друг друга за руки, но руки эти холодные и любовь между ними не струится. Да, они обнимают друг друга, стучат друг о друга костями, но сердца их остаются далеко.
Люди должны любить — любовь очень нужна, нужна так же, как пища. Пища — это более низменная потребность, любовь — потребность гораздо более высокого порядка.
Психологи проводили исследования среди детей, воспитывавшихся в детских домах, где они были лишены любви. Если детей воспитывать без любви, они могут умереть за каких-то два года. Им дают хорошую еду, их содержат, за ними грамотно ухаживают, но все это механика. Приходит няня, купает их, кормит; ухаживают за ними как следует, но простой человеческой любви они не видят. Няня не обнимет их, не прижмет их к своей груди, не поделится с ребенком своим теплом. Тепла они не получают. И в течение двух лет многие из этих детей умирают без всякой видимой причины. Физически они совершенно здоровы, их организм функционирует нормально; они вроде бы ничем не болели, и вдруг, совершенно непонятно почему, они начинают умирать. А те дети, которые остались в живых, оказались в гораздо большей беде, чем те, кто умер. Умершие оказались в каком-то смысле умнее. А те, кто выжили, становятся психами и шизофрениками, ведь они не получили никакой любви. Любовь делает тебя единым целым. Она похожа на клей — она склеивает тебя. А они начинают распадаться на кусочки. Нет ничего, что удерживало бы их от распада, нет никакого представления о жизни, нет опыта любви — ничего нет. Их жизнь кажется бессмысленной, многие из них становятся неврастениками, многие превращаются в преступников.