Мой собеседник поначалу считал, что состояние здоровья Джобса не было частью проблемы. После нескольких вопросов с моей стороны он пересмотрел свою позицию и сказал: «Думаю, что вы правы. Будь Джобс здоров в то время, у него мог бы проявиться более боевой настрой».
Как при любом конфликте, «гуглеры» и сторонники Apple не соглашаются, из-за чего две компании стали воевать, в какой момент Apple начала рвать деловые связи с Google и почему она сегодня тратит сотни миллионов долларов на судебные разбирательства с членами сообщества Android во всем мире. Был ли Джобс действительно предан своими союзниками, которые бессовестно скопировали его работу, как утверждает Apple уже многие годы после смерти своего основателя? Или же Apple просто создает легенду, чтобы скрыть, что болезнь, и/или личные отношения, и/или чрезмерная доверчивость Джобса заставили его упустить из виду, что отношения с Google начали меняться? Действительно ли Google оказалась втянута в противостояние с Джобсом, в то время как на самом деле пыталась найти компромисс? Или же такое поведение компании было заранее спланированным и сознательно бессовестным?
Ясно одно. После того как Джобс вынудил Google капитулировать летом 2008 года, компания отказалась проявлять в отношении него какие-либо дружеские чувства и довольно агрессивно начала направлять всю свою энергию на конкуренцию с Apple. В течение зимы 2008-го и весны 2009 года (во время шестимесячного отпуска, который Джобс взял для пересадки печени) Google начала не просто активно инвестировать в создание второй модели телефона с Android (Droid), но и работать над третьей моделью, который хотела самостоятельно спроектировать, продвигать на рынке и продавать. А кроме того, Гундотра активно развивал команду разработчиков мобильных программ, чтобы создавать приложения для iPhone, которые Google могла бы использовать как «троянского коня».
Ранее произошедшая размолвка Гундотры с Джобсом превратила первого к концу 2008 года в серьезного союзника Android. Он выстроил работу своей команды не только вокруг создания базовых приложений Google для iPhone – таких как поисковая система, Google Maps и YouTube, – но и вокруг разработки мобильной версии программы под названием Google Voice. Как и Android, Google получила эту программу благодаря покупке стартапа в августе 2007 года.[70] Поначалу приобретение разработчика – компании GrandCentral Communications – казалось дикостью. Сама программа напоминала Skype – с ее помощью можно было совершать звонки через интернет в обход телефонных операторов. Многие инженеры Google воспринимали традиционную телефонию как нечто архаичное, удел поколения родителей. В их глазах эта технология стремительно утрачивала полезность. Когда Google переезжала в свой нынешний офисный комплекс, Брин и Пейдж отказывались устанавливать в нем стационарные телефоны (пока им не сказали, что это нарушает правила пожарной безопасности).
Основной внутренний лоббист GrandCentral в Google, Уэсли Чан, видел потенциал иначе: Google Voice напоминал Gmail. Это приложение могло превратить Google в центр пользовательского мира, предоставить Google информацию об интересах людей и помочь продавать больше рекламы. Судя по книге Леви, Пейджу нравился невероятный потенциал, таившийся в программе GrandCentral. Она могла работать на Android, но операторы не были достаточно склонны к инновациям, чтобы предложить ее своим потребителям. Поэтому данная программа дала Google возможность превратиться в некий аналог телефонной компании.