Недавно я узнал, что у Панчиты возникли проблемы со здоровьем и ее перевезли из собственного дома в однокомнатную хижину позади дома ее сына. И сейчас я направляюсь ее навестить.
Скромный городок, застроенный домами из шлакобетона, магазинами и конюшнями, Оханча населен преимущественно фермерами и sabaneros — суровыми ковбоями Центральной Америки. Изолированные от остальной части Коста-Рики на полуострове Никоя, местные жители мало чем отличались от своих мезоамериканских предков. Нечто в их культуре — лепешки nixtamale из кукурузы, вымоченной в извести, экзотические фрукты, растущие в садах, зашкаливающий уровень кальция и магния в воде, умение избавляться от стресса с помощью смеха и бесед или даже склонность к внебрачным связям — наградило этих людей великим даром долгой жизни. Полуостров Никоя являет собой один из самых впечатляющих уголков долголетия во всем Западном полушарии — «голубую зону», как я называю такие места. Последние восемь лет я занимался изучением «голубых зон» долголетия в мире. Я встретился с 250 долгожителями на пяти континентах, многие из которых до сих пор работают, занимаются физкультурой, рубят деревья или принимают участие в соревнованиях по карате.
Но мало кто меня очаровывал так, как Панчита.
В то воскресное утро ее хижина оказалась забита народом. Священник пришел отслужить мессу, а остальные, включая женщин средних лет из города, 80-летнего ковбоя и мальчика, который помогал Панчите загонять кур в курятник, зашли просто пообщаться. Сидя на кровати, она подняла на меня зрачки, обведенные молочной радужкой, и, узнав, радостно воскликнула: Hola, Papi! И крепко обняла костлявыми руками. Прижимая к себе ее теплое и по-птичьему худенькое тело, я осознал: когда она появилась на свет, Марк Твен еще писал свои книги, а строительство «Титаника» даже не начиналось. Сияя от счастья, она усадила меня на кровать подле себя. «Видите, Господь меня благословил! — похвасталась Панчита гостям. — Меня навестил el Gringo». И я задумался: передо мной сидела 103-летняя женщина, без денег и практически без всякого имущества, живущая в чужом доме, наполовину парализованная и слепая, и она считает себя благословенной из-за моего визита! Как же такое возможно?
Этот опыт на многое раскрыл мне глаза. За то время, что я занимался вопросами долголетия, я посетил «голубые зоны» на Сардинии, Окинаве, в Лома-Линда, штат Калифорния, на греческом острове Икан и на полуострове Никоя. В этих местах люди реже страдают от сердечных заболеваний и рака и живут примерно на десять лет дольше. И теперь я задаюсь вопросом: есть ли еще такие люди, как Панчита, владеющие секретом счастливой жизни? Есть ли на планете другие места, способствующие счастью, наподобие «голубых зоны», которые способствуют долголетию? Если да, то помогут ли нам в этих местах обрести счастье наподобие того, как долгожители раскрыли нам секреты долгой жизни?
Приступив к реализации этой идеи, я обнаружил огромное количество исследований, посвященных счастью, которые проводились за последние два десятилетия. Социологи, к примеру, собрали колоссальный массив данных из тысяч обзоров и отчетов, которые не только определяли самые счастливые нации, но и пытались искать этому объяснение. Причем некоторые результаты были удивительными. В местах, где женщины добились гендерного равноправия, например, мужчины часто чувствовали себя счастливее женщин. А в местах, где женщины до сих пор не имели равных с мужчинами прав, они были счастливее мужчин. Другие исследования демонстрировали, что, невзирая на повальное убеждение в том, что никто не хочет стареть, большинство людей чувствуют себя счастливее по достижении определенного возраста. Вот уж, действительно, правда о счастье таит множество сюрпризов.