Немало людей содействуют нам в практическом осуществлении наших начинаний по отношению к образовательным учреждениям нашей родины. Но помощь не дельной, плохо поставленной, лишней школе, будет уже расточительностью. Люди, основательно изучившие эту проблему, держатся взгляда, что, очевидно, истрачено в свое время столько денег на проведение в жизнь нецелесообразных методов образования, что на них можно бы свободно основать и развить свою оригинальную систему национального американского высшего образования. Многим из этих людей, с готовностью жертвующих средства на улучшение методов образования, лучше было бы, до пожертвования, старательно исследовать характер предприятий, жертвовать на который они приглашаются, и при этом изучении обращать особое внимание на людей, стоящих во главе этих предприятий. Но такое исследование, как я его себе представляю, для отдельной личности немыслимо, и человек либо отказывает в помощи за недостатком сведений о деле, либо оказывает ее без предварительного обсуждения. Не раз эта посредническая работа проделана при посредстве специально на то поставленных интеллигентных, ловких и рассудительных людей, как это делается у нас во «Всеобщей Палате Образования», то ее высокой ценности нельзя даже достаточно оценить. Стены исключительности отдельных случаев, как это необходимо и должно быть, быстро падают, и наиболее талантливые работники оказываются плечо к плечу перед общей работой на пользу человечества.
Говоря об этом, не могу, в виде парантезы, не напомнить того обстоятельства, что католическая церковь, как мне приходилось неоднократно наблюдать, уже проделала добрую половину работы в этом направлении. Я был поражен, услыхав, как деньги, собранные монахинями и священниками, разумно тратились ими на эту цель.
За другими вероисповеданиями я охотно признаю все заслуги, оказанные ими в деле образования масс – заботе о всеобщем благе, но в то же время собственным наблюдением я убедился, что именно католическая церковь достигла при помощи своих денежных средств гораздо больших успехов, чем это сумели сделать другие вероисповедания. Я говорю здесь об этом только потому, что хочу указать, насколько в этом деле важна организация. Ведь, кроме того, всем известно, что католики собирали денежные средства целые столетия подряд и целые столетия прошли в непрерывном совершенствовании их методов и приемов воспитания.
Исследование этого вопроса было для меня всегда источником чрезвычайного интереса. Мои помощники, в совершенную противоположность всякому другому президиуму, имеют достаточно сильную организацию, чтобы иметь возможность тщательно исследовать всю массу просьб, адресуемых к нам, что и производится канцелярией нашего комитета в Нью-Йорке.
Для отдельной личности уже самая попытка произвести обследование каждого отдельного случая, была бы делом, совершенно невозможными Одно чтение сотни писем, ежедневно получаемых канцелярией, уже выходит за пределы человеческих сил и, если бы добрые люди, обращающиеся ко мне ежедневно с сотнями писем, только подумали немного, то убедились бы, что мне лично нет никакой возможности присматривать всю массу корреспонденции.