В этой сфере особенно впечатлительна работа Карла Роджерса. Он выстраивал психологически безопасные взаимоотношения с помощью отношений принятия и вседозволенности /51/.
Приведу примеры того, как поощряется выражение чувств в терапевтических отношениях.
Терапевт подает пациенту пачку носовых платков (демонстрируя, таким образом, что принимает намерение пациента выплакаться).
Пациент. Черт возьми! Сегодня все не так.
Терапевт. Вы сегодня рассержены (показывая, что он принимает его чувства).
Пациент. Слушайте, она действительно довела меня.
Терапевт. Вы расстроились, когда услышали это от нее.
Пациент. Но когда она пригласила меня на ужин, я передумал.
Терапевт. Я догадываюсь, какие теплые чувства к ней вы тогда испытали.
Пациент (сидит молча, глаза влажные, но ничего не говорит).
Терапевт. Это так обидно. Трудно об этом говорить.
5. Межличностный анализ. Терапевт анализирует то, как пациент воспринимает или манипулирует терапевтическими отношениями в жизни. Межличностный анализ — это методика анализа тех игр, которые люди- манипуляторы ведут друг с другом.
То, что концепция межличностных отношений — это наиважнейшая сфера терапевтической работы, прекрасно показано в работе Гарри Стэка Салливана /52/.
Новый подход к межличностному анализу можно найти в работах Берна и Перлза /53/, которые отмечают, что терапия помогает пациенту понять, как он неверно истолковывает терапевта и манипулирует им различными способами. Например, пассивный пациент может разыгрывать из себя «беспомощного» и не желать думать самостоятельно, стремясь, чтобы терапевт взял на себя роль «мамы». А активный манипулятор может занять роль «авторитета» и пытаться, таким образом, всячески подавлять терапевта. Считается, что все игры, которые пациент демонстрирует во время терапии, он использует и в жизни во взаимоотношениях с другими людьми.
Вот примеры того, как терапевт описывает манипулятора во время встречи с ним:
Пациент (сидит и ничего не говорит).
Терапевт. Вы просто сидите и ждете, что я буду делать свою работу.
Пациентка (говорит о телефонном звонке терапевту прошлой ночью).
Терапевт. Вы позвонили на автоответчик в три часа ночи, чтобы отомстить мне за то, что я поддержал вашего мужа. Вы просто хотели разбудить меня.
Пациент. Вы просто сидите. Вы не получите денег, потому что не говорите мне, что делать.
Терапевт. Вы пытаетесь доминировать надо мной точно так же, как и дома над своими детьми.
6. Анализ паттернов. Терапевт анализирует непригодные для функционирования паттерны и помогает пациенту выработать адаптивные функциональные паттерны.
По-видимому, большинство людей усваивают философию жизни методом "шведского стола", не придерживаясь особой логики. Психотерапия помогает анализировать и проверять «нахватанные» таким образом идеи и обеспечивает хорошо интегрированную систему ссылок или значений.
Система Лири, заложенная в основу рисунке 1 этой книги, является примером паттерн-анализа личности через биполярное выражение параметров любви-ненависти и силы-слабости личности /54/.
Франкл в своей терапии, называемой «лого-терапией», ищет паттерны, которые подскажут пациенту смысл его действий или слов: "Стремление искать смысл в жизни — основная мотивационная сила человека" /55/.