×
Traktatov.net » Новые размышления о политике » Читать онлайн
Страница 36 из 94 Настройки

Что делать семье, живущей в однокомнатной квартире-студии, если супруги разводятся? Ни тому, ни другому некуда выезжать. Но они друг друга ненавидят. Что делать? Они учатся сосуществовать, несмотря ни на что. Мне рассказывали истории, когда каждый из разведенных супругов заново женился или вышел замуж, и теперь уже две семьи живут под одной крышей; иногда даже в одной спальне. Они учатся сосуществовать, иначе их жизнь будет невыносимой.

Что если не просто две пары, а две разные семьи пользуются одной и той же кухней и туалетом, как это часто бывало в Советском Союзе? Живут по тому же принципу, и, если кто-то нарушает порядок, его или ее наказывают ради блага остальных. Выбора нет.

Зачем я вам об этом рассказываю? Потому что это напомнило мне о Ближнем Востоке.

Как научиться сосуществовать

Палестинцы и израильтяне живут на одной земле.

Ни те, ни другие не хотят съезжать.

Ни те, ни другие не могут выгнать соседа. Они мечтают о том, чтобы те, другие, просто исчезли, но реальность такова, что этого не случится. Никогда.

Так что же делать? Надо учиться как-то сосуществовать.

Как русские родители поступают с детьми, когда те плохо себя ведут? Хладнокровные родители могут запереть ребенка в ванной, чтобы в доме на время воцарился порядок.

Сосуществующим семьям необязательно любить друг друга или даже хорошо относиться друг к другу. Достаточно, чтобы они осознавали необходимость совместного существования в одной квартире. Рассуждать, кто въехал первым, а кто — вторым, совершенно непрактично и не принесет никому пользы. Даже наоборот, это только питает вражду и подрывает возможность найти мирное решение. Факт заключается в том, что придется жить в одной квартире, пользоваться одной ванной. Дышать одним воздухом и пить воду из одного крана.

Если пытаться отравить соседу жизнь, выроешь себе яму, потому что у соседа есть возможность отомстить. Рассудительные люди возьмут ситуацию под контроль и остановят цикл взаимного вредительства. Надо просто найти возможность сформулировать и обсудить правила поведения, на основе которых сосуществование будет терпимым. Необязательно комфортным — достаточно, чтобы оно было терпимым.

Есть одна основная причина, из-за которой это не получится, несмотря на доводы разума. Назовем это синдромом Ромео и Джульетты. Две семьи друг друга ненавидят и боятся, что их дети положат конец раздору, продолжавшемуся много поколений, полюбят друг друга и женятся. И конец тщательно поддерживаемой «чистоте крови»!

Хм-м… Может, то же самое и с Ближним Востоком? Ненависть питает обе стороны. Она препятствует детям любить друг друга. Смешанные браки нарушат «чистоту крови» еврейского или мусульманского рода. Не дай Бог. Так что лучше продолжать воевать, пока Ромео и Джульетта не покончат с собой. Это и есть наше будущее?

Что делать Израилю?

[50]

Я получил отклик на мою заметку «Израиль должен быть сильным» от Фейсала — ливанского бизнесмена, который живет и работает в Нигерии. Он мой старый друг и специалист, длительное время практикующий методологию Адизеса. Хотелось бы поделиться его ответом.