Бутовский полигон: самому юному расстрелянному было 13 лет (в документах было приписано еще 2 года), самому старшему — 82. Среди расстрелянных — целые семьи, люди разных национальностей, представители интеллигенции и духовенства… В 90-е годы, когда в урочище Сандармох проходили раскопки, на территории полигона началось строительство храма. А в 2007 году установлен Крест — памятник всем жертвам сталинских репрессий. Большой Поклонный крест высотою почти 13 метров речным крестным ходом по каналам, построенным трудом сотен тысяч заключенных, был перенесен из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря к храму Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона, совершались панихиды или литии на всех доступных местах захоронений, включая урочище Сандармох. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, символически соединились две «русские Голгофы»: Бутовский полигон и Соловки.
На гранитном памятнике — огромном валуне у въезда в урочище Сандармох — высечены слова: «Люди, не убивайте друг друга».
Олег Мишин
Сегодня Сандармох — интернациональный мемориал, где на 10 гектарах в ходе раскопок было обнаружено 236 расстрельных ям (в каждой от 20 до 180 человек).
Но Флоренского среди этих казненных не было. Родственникам сообщили, что отец Павел умер 15 декабря 1943 года. Эта дата, как выяснилось позже, оказалась вымышленной. Последняя встреча с семьей (П. А. Флоренский был женат на Анне Михайловне Гиацинтовой, у них было пятеро детей) состоялась в 1934 году, а письма от Павла Александровича перестали приходить в 1937-м. Вокруг смерти Флоренского тоже строилось множество предположений. Наиболее вероятная версия: его приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года, чему есть документальное подтверждение. Страшно читать строки Свидетельства о смерти П. А. Флоренского: «Гражданин Флоренский Павел Александрович умер 8 декабря тысяча девятьсот тридцать седьмого года в возрасте 55 лет… Причина смерти — расстрел. Место смерти — область Ленинградская». По словам Вениамина Викторовича Иофе, российского правозащитника и историка, тесно связанного с исследованиями урочища Сандармох: «Известный христианский богослов (совершенно очевидно “восхвалявший Христа”) П. А. Флоренский… был первоначально осужден за “восхваление Гитлера”, а к расстрелу приговорен за “восхваление Троцкого”» (Иофе В. В. Большой террор и имперская политика СССР: По следам большого соловецкого расстрела 1937 года // Посев (Москва) 1997. № 5).
Но есть и другая версия. В своих письмах сыну Флоренский писал об исследованиях, связанных с тяжелой водой (тяжеловодородной). Сегодня такая вода используется в ядерных реакторах и для производства ядерного оружия. В связи с этим некоторые исследователи предполагают, что отца Павла могли вывезти под другой фамилией из Соловков в секретные лаборатории, где он и занимался исследованиями в этой области. Возможно, когда-нибудь правда откроется. На сегодняшний день достоверно лишь то, что в середине XX века отец Павел был посмертно реабилитирован: «за неимением состава преступления».