И добавлять от себя – главное предназначение руководителя заключается в сохранении и усилении его власти. А для этого все средства хороши. Тем более, что противостоять приходится животным устремлениям агрессоров, а тут уж не до сантиментов – как говорится, à la guerre comme à la guerre.
Некоторые могут также предостеречь, что таким образом невозможно снискать любовь подданных. Действительно, это так. Однако стремится ли дрессировщик вызвать к себе любовь зверя? Нет. В первую очередь, ему требуется полное послушание командам. И если послушание достигается, то можно зверя и погладить, и приласкать… приняв, правда, все меры предосторожности, дабы не потерять руку. В этой связи Макиавелли подчеркивает, что «лучше всего, когда государя боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх» . Так и проницательному руководителю следует держать подчиненных в страхе, пресекая в корне их намерения претендовать на власть и заставляя выполнять необходимые действия. Время от времени благодаря за несение службы.
Здесь уместно обратить внимание на такой тонкий момент: внушая подданным страх, нельзя переходить на личности, вызывая ненависть, поскольку такая эмоция плохо контролируется рассудком. Распалив ненависть, дрессировщик рискует жизнью, повернувшись к зверю спиной. Под влиянием ненависти к директору сотрудник теряет чувство самосохранения и действует как камикадзе. В связи с этим тонкому директору следует всегда чувствовать грань «ничего личного – только бизнес». Г-н Макиавелли так пишет об этом: «…государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин… ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества…»
Кнут. Стимул. Вожжи. Батог. Плеть. Kick the ass. Balanced score cards. Key performance indicators. Эти и подобные им термины есть не что иное, как эвфемизмы, дипломатические реверансы, книжные словеса и оргкультурный макияж. Управление не терпит двусмысленности. Здесь следует называть вещи своими именами. А все вышеперечисленные термины обозначают одно – страх. Причем, как известно, ожидание страха всегда сильнее самого страха. Поэтому так действенны в опытных руках такие инструменты.
Источником страха подданных должен быть правитель. Инструментом устрашения – его тайная полиция. Негоже первому лицу постоянно марать руки в крови. Хотя и не следует стыдливо отводить глаза от вершащейся казни.
Тайные осведомители, внедренные умудренным директором в проблемные подразделения, легальные контрольно-аудиторские службы и профессиональные отряды внутренней и внешней безопасности – вот современные инструменты, использование которых позволяет руководителю держать внешних агрессоров на расстоянии, а подчиненных в страхе. Или в тонусе, если такое определение нравится больше. Или – руку на пульсе. Или вожжи в руках. Или ногу в замахе to kick the ass. Как ни назови, но суть одна – внушить страх. Ибо только страх, что плеть всегда достанет до спины провинившегося, заставляет работать на совесть.