×
Traktatov.net » Сказания о стародавних временах русских » Читать онлайн
Страница 47 из 92 Настройки

«Сказание про Габай-князя Оланского» интересно сведениями о совместных действиях степных племён и народов против греков, осевших на берегах моря Русского и начавших вести нечестный торг:

«Ежели за корову давали чувал соли,
так скоро стали давать за неё половну.
Ежели давали два аршина оксамита,
так теде дают только один аршин.
И чем выше стены града кладут,
тем меньшую цену дают за узбожь,
а на шкуры, какие доселе брали,
днесь и глядеть не желают Греки…»

И собрались цари — Габай Оланский (аланы — предки совр. осетин), царь Кошобский (предводитель «костобоких»), три брата Суны (смешаные племена алано-русов), царь Куманский, и Языги, и Забродня Куманская, и пошли «рушить» города греческие, — кто посуху шёл, а кто лодии-чайки делал и плыл «в Море и за море». И не раз ходили степные народы на города греческие — Царьград, Трапезун и дальше — в Милет и Иону. И когда после очередного похода князья-цари собирались вместе, то Габай-царь читал им «списы про аойну», т. е. подробно составленный отчёт:

«А читал списы, колико богатства взяли,
а колико серебра, злата, драга каменья,
а колико бархата, сукна привезли.
И ежели потеряли кого, тоже записано было —
какие воеводы убиты и сколько воинов,
и из каких Родов были люди те…»

Отмечается, что события эти происходили, когда ещё «в степях не было Комырей, а уже были Оланцы недолго», поэтому точную дату определить сложно. Но сам факт владения многими народами ещё до Рождества Христова какой-то письменностью — явление не удивительное. Должны же были как-то фиксироваться торговые и военные мероприятия. А у древних славян, как свидетельствует «Велесова книга», даже был специальный бог Исчисления — Числобог — что говорит о развитой форме знаковой фиксации (счёт и письмо) задолго до появления на Руси греческих просветителей Кирилла с Мефодием.

Отрицательное же отношение к грекам авторов и «Сказаний», и «Велесовой книги» обусловлено прежде всего разлагающим влиянием византийского образа жизни — роскоши и неустойчивой морали — на славянские племена, жившие «по справедливости» и закону «что лишнего, то не надобно». Прочно связалось с «огречиванием» и последующее введение христианства на Руси, вызвавшее естественную реакцию славянских волхвов — хранителей древних ведических родовых традиций.

СКАЗАНИЕ ПРО ХАТА-РУСУ И ЦАРЯ КОНЯВУ

ыло это в древние часы на Руси, было это в великие времена.

Там, в степи, где растёт деревей, где синеют Перуновы Батоги и колышется жёлтый коровяк на ветру Стрибожьем, там лежат старые щелепы-челюсти, и лежат они с прадавних времён, а когда прислушаешься — те щелепы о чём-то тихонько шепчут, будто рассказывают.

А рассказывают они о том, как возникла Русина-Русь, как были они Ойразами-Русами и были Резами-Ресами, как шли до Хаты через Шубу, как нашли себе край богатый и там остались.

И вот когда яблоки уже спели, и весёлый Стрибог разносил тот дух по всей широкой степи, многие степные князья-цари приезжали на Русь праздновать Овсени, потому как Русь богатой была и любила гостей. И было то ещё до Кельчи и Комырей.

Собирались гости, пили-ели, на дудах дудели, на волынках играли, били в бубны и плясали вокруг огня святого овсеннего. А потом слушали Спиваков, которые про древние времена рассказывали. А рассказывали они о том, как Русы жили одни в степи, и назывались они Хата-Русы, и не имели врагов.