Любовная жизнь является другим жизненным пространством, где главной ценностью является свобода. Она понимается не как отказ от всех правил, мол, «что хочу, то и делаю», а как необходимое условие для самовыражения, то есть проявления своего внутреннего мира без оглядки на мнение другого человека, без страха оценки и критики. Поэтому, как следствие, необходимыми качествами для удовлетворенности любовной жизнью являются искренность между партнерами и принятие ими друг друга. Даже если нам что-то не нравится, мы можем об этом сообщить своему партнеру. Но это вовсе не значит, что он должен тут же подстроиться под наши слова, адаптироваться и терпеть. Если мы принимаем друг друга, то наши отношения развиваются. Если нет, то терпеть друг друга не имеет смысла. В таком случае любовь тоже превращается в работу.
Любовь – горная, а не равнинная, с ней нечего делать тем, которые устраивают приспособление к равнинной жизни. Любовь нельзя удержать на равнине, она мертвеет и превращается в иное. Любовь – полет, разрушающий всякое устроение.
В. С. Соловьев
Ловушка 84. Скука в отношениях
Одна из ошибок, которую делают многие, когда становятся мужем и женой, – думать, что у них возникают права друг на друга. Супруги начинают рассматривать друг друга как собственность: «мой муж» или «моя жена». В итоге наша богатая и разносторонняя человеческая сущность начинает съеживаться до узкой функциональности – мужа и жены. Это приводит к тому, что люди общаются друг с другом в семье через призму профессиональных ролей, то есть как на работе. В итоге радостное состояние первых встреч через не очень продолжительное время сменяется отчуждением. В чем же причина его возникновения и как этого можно избежать?
Чтобы не запутаться в социальных отношениях, следует понимать, что роль и человек, ее исполняющий, – это не одно и то же. Связано это с тем, что само понятие «роль» является номинализацией, то есть речевым способом обозначения некого вида деятельности. Например, учитель – тот, у кого учатся. Вне ситуации и ролевого дополнения (в данном случае – наличия учеников) учителя не существует. Хотя сам человек, разумеется, остается. Если человек, работающий учителем, забывает про это, то в результате такого смешения возникает синдром ролевой ригидности. Тот, кто работает преподавателем, иногда начинает воспитывать других вне пределов учебной ситуации, например пассажиров в общественном транспорте, детей и супруга дома. Поэтому ролевые отношения условно можно обозначить как не человеческие, то есть рабочие. Муж – это не человек (так же, как и жена), это характеристика роли, вид деятельности. Человеческие отношения проявляются на другом уровне.
С этой точки зрения муж и жена – характеристики вида деятельности, которой люди занимаются (в данном случае – строят семью). Это взаимодополняющие роли, не существующие отдельно друг от друга. Если жена, например, умерла, то муж становится вдовцом. Жена может сказать о муже «мой муж» как его жена, а не жена вообще. В таком контексте слово «мой» не предполагает власти над человеком. Но когда говорят «