Женщина может быть личностью или вещью. Она – личность, если не испытывает зависимости от человека, которого любит, если она хозяйка своих суждений и планов, своего тела и мыслей. Она – вещь, если позволяет обращаться с собой как с вещью, быть может, прекрасной и драгоценной, но не имеющей собственной воли, подчиняющейся желаниям и капризам хозяина, – нечто вроде приятного блюда, утоляющего голод.
А. Моруа
Ловушка 64. Ревнует – значит любит
Достаточно устойчивое и часто подкрепляемое в культуре представление, что ревность является одним из доказательств настоящей любви. Иногда даже упрекают своего близкого человека: «Ты меня совсем не ревнуешь! Значит – не любишь». Если же внимательно посмотреть на природу ревности, то видно, что в ней нет даже намека на любовь.
Путаница возникает в связи с тем, что в ревности, как и любви, есть чувство восхищения другим человеком. Только природа восхищения разная. При ревнивом отношении человек восхищается тем, что принадлежит ему: мой автомобиль, моя квартира, и в этом же ряду может стоять «моя жена». Восхищение в любви совсем другого рода. Это может быть восхищение бескрайним голубым небом, экзотическим цветком, старинной картиной в музее, то есть тем, чем обладать невозможно. Ревность же является попыткой владеть другим человеком, его чувствами. Но насколько реально такое обладание? Может ли другой человек быть моим? Поэтому если человек вами восхищается, например: «Ты у меня такая красивая!» – это не всегда любовь. Может быть, в этом проявляется всего лишь оценка собственного богатства.
Помимо биологического объяснения ревности (ревность – это территориальный императив, то есть реакция на покушение на мою территорию, мою собственность) существует психологическое толкование. Ревность можно рассматривать как страх сравнения. Если бы ревнующий понаблюдал за собой, то согласился бы, что он считает соперника лучше себя, красивее, умнее и т. д. Где-то за этим скрывается идеализация и, как следствие, скрытая симпатия к нему. К тому же те, кого мы видим хуже себя, обычно не ревнуют. В таком случае только жалеют: «Бедная, как ты могла так низко опуститься, что связалась с этим убожеством».
Нередко в основе ревности можно обнаружить скрытое собственное желание изменить партнеру. В результате чего вытесненное в бессознательное желание всплывает в сознании в форме фантазий об измене, только авторство приписывается партнеру (ради сохранения оценки собственного морального облика). Если глубже, то в ревности присутствуют скрытые гомосексуальные желания. Логика здесь такая: ревнующий супруг в фантазиях видит партнера в объятиях лица противоположного пола, с мужчиной, то есть то, что ему запрещает собственная цензура. Отсюда скрытая зависть: «Ей с мужчинами можно, а мне нельзя».
Я хотел бы предложить свой взгляд на решение проблемы ревности. С моей точки зрения, она возникает в результате смешивания двух видов отношений: моего с любимым человеком и его отношений с другим, с соперником. В итоге я начинаю думать о сопернике, представлять их двоих в самых ярких красках, как будто внутри меня прокручивается фильм со всеми подробностями. Я все больше и больше втягиваюсь в чужие отношения. Постоянная перемотка такого неприятного сюжета в голове начинает сопровождаться эмоциями гнева, приводящего к жгучей ревности. Можно даже вслух не высказывать свою ревность, но внутри все равно будут неприятные переживания, которые создают барьер между мной и любимым человеком. Положение еще больше усугубляется, когда я начинаю «бороться за любовь», упрекая своего партнера в измене (реальной или мнимой). Такие разговоры приводят к тому, что я еще больше отталкиваю своего любимого человека.