Но мы-то искали бы пулю, а вот что ищут голландские судмедэксперты?
Дело в том, что в Интернете найти форму поражающих элементов «Буком» оказалось очень непросто, хотя о том, что самолет сбит «Буком», тысячи статей. Фото поражающих элементов боевой части ЗРК «Куб» есть, подробное описание поражающих элементов ЗРК С-200 есть, по ракете Р-60 сведения о поражающих элементах есть, а по «Буку» только различные домыслы. Как поражающие элементы «Бука» выглядят? Это шарики, как у С-200, или кубики, или стержни (отдельные или сваренные между собой), или вольфрамовая проволока, как у Р-60? Ведь эти элементы оставили бы свои, присущие только им характерные повреждения на обшивке самолета. Причем в огромном количестве. К примеру, на уже данном мною фото (см. рис. 7) поднятого со дна Черного моря листа обшивки от «Ту-154», сбитого украинской ракетой С-200, листа размером около одного квадратного метра, семь пробоин!
Рис. 50. Плоскость самолета, пробитая поражающими элементами ракеты. У пробоин нет загиба краев
Мало этого, есть еще нюанс, который трудно объяснить людям, не связанным с техникой и не интересующимся ею. Поэтому представьте такой мысленный эксперимент, детали которого вы, возможно, видели в фильмах. Возьмите пулю и рукой бросьте ее в окно. Пуля разобьет все стекло, потому что не сумеет быстро выдавить перед собою материал стекла и будет прогибать весь лист, а стекло от этого прогиба лопнет. А если этой же пулей выстрелить в окно из пистолета, то она оставит в стекле только отверстие, равное своему калибру, и если скорость пули будет невелика (относительно), то оставит и расходящиеся от отверстия трещины, поскольку даже пистолетная пуля успеет вынести перед собой материал стекла, лишь незначительно прогнув весь лист. Но если этой же пулей выстрелить по окну из оружия, сообщающего пуле большую скорость, то в стекле образуется только отверстие с диаметром пули, остальное стекло останется целым — из-за своей инерции стекло не успеет прогнуться.
Примерно так же действует скорость пуль и снарядов, пробивающих металлические листы, — если скорость пули невелика или лист очень толстый, гасящий скорость пули, то пуля начнет прогибать и растягивать лист по ходу своего полета, пока не прорвет его. Отверстие получится с загибом краев по ходу пули. Но если скорость очень большая, то пуля или снаряд вынесут металл перед собой, а края листа у отверстия не прогнутся — не успеют.
Поражающие элементы боевых частей зенитных ракет разлетаются с огромной скоростью — до 1700 м/с. (Для сравнения: скорость пистолетной пули редко превышает 400 м/с, винтовочной — 800 м/с, пуля советского противотанкового ружья времен Отечественной войны вылетала со скоростью 1020 м/с). При пробивании одного за другим препятствий в самолете скорость поражающих элементов боевых частей зенитных ракет будет, разумеется, падать, но первое препятствие — листы наружной обшивки самолета — будут пробиты без какого-либо загиба листов вовнутрь.
Вот фото (рис. 50) со следами пробития обшивки вольфрамовой проволокой (штурмовик «Скайхок», сбитый на Фолклендских островах ракетой «Сайдвиндер»):.