Впрочем, стоит ли так долго говорить о структурах? Не лучше ли перейти к функциям и их эволюционному смыслу?
Именно в коре полушарий и пребывает Личность. Кажется, что в нас заключено нечто цельное и одушевленное, что сигналы от органов чувств проецируются на каком-то внутреннем экране и кто-то смотрит на этот экран, управляя восприятием и сознанием. Но что же это за гомункулус, который смотрит на «экран сознания»? Раньше пользовались удобным постулатом Души – она делает человека разумным и контролирует его поступки. Потом оказалось, что и душа, и личность, и разум приходят в негодность именно при поломках мозга.
На самом деле, иллюзия сознательного контроля возникает в результате постоянного сравнения: сигналы разных органов чувств сопоставляются между собой и с памятью. Каждое мгновение проекция восприятия сравнивается с предыдущими. По существу, сознание – это сверхмощный анализатор Времени.
Мы уже обсуждали (см. №7-8 «Знание – сила» за 1999 год), что стратегия выживания в царстве животных – это освоение Времени, борьба за то, чтобы успеть… Этой задаче подчинены все органы чувств – их можно считать каналами восприятия времени, поскольку они улавливают изменения, а не состояния. Даже зрение. Увидеть что-либо нам позволяют не столько глаза, сколько мозг – он конструирует цельную картину из сотен крохотных «мгновенных фотографий», получаемых, пока зрачок движется вдоль объекта. Достаточно остановить это движение, и мы перестанем видеть. Создавая зрительную картину, мозг активно пользуется штампами и привычками, достраивая «белые пятна». Таким образом, мы не столько видим, сколько помним и воображаем. Штампы восприятия накапливаются в течение жизни, особенно во время обучения, образуя как бы библиотеку памяти. Все, что не удается сравнить с ее образцами, игнорируется как непонятный шум. В затылочной коре есть, например, обширная «зона узнавания лип». Такая зона часто развита и у социальных животных, для которых важно различать сородичей. Благодаря ей, мы узнаем лицо даже в необычном ракурсе или на карикатуре – если в нашей внутренней «галерее» есть образец. Если же его нет, чужое лицо останется незамеченным и смешается с толпой.
Для нашего восприятия информацию несет нарушение временного однообразия, пик на линии. Однообразный сигнал перестает быть значимым, возникает привыкание, это уже не информация. Кстати, самый чуткий орган восприятия времени – слух. С его помощью мы регистрируем миллисекунды, например тончайшие изменения тембра, это ведь ритмы биения молекул воздуха, длящиеся сотые и тысячные доли секунды. Мы легко обнаруживаем, что магнитофон «тянет» ленту, что музыкант фальшивит, что рисунок песни изменился, мы можем запомнить целую симфонию – по сути, все это временные показатели.
Итак, эволюция контроля над Временем увенчалась наилучшими «встроенными часами» – человеческим сознанием с мощной памятью, со способностью к прогнозу и программированию, это и есть суть хитроумия нашего мозга.
Философ Н. Клягин утверждает, что настоящее «со-знание» появилось у человека совсем недавно, на этапе цивилизации. Его особенность – постоянный вербальный диалог, звучащий в голове. Мы все время разговариваем сами с собой – осуждаем, хвалим, рекомендуем, вспоминаем… И тем самым пестуем свою Личность. Причем дети и люди с первобытной культурой склонны вести этот разговор вслух, а замкнутый цивилизованный человек переносит его внутрь. Это даже скорее не диалог, а монолог: левое полушарие, имеющее речедвигательные центры, увещевает правое. Случалось ли нам поймать себя на подобном самовоспитании? На содержание «дискуссионного клуба» в голове тратится немало энергии. Поэтому восточные учения советуют приглушать внутренний монолог во время медитации: слова и образы уносятся, как облака, а сознание превращается в чистый лист бумаги.