Приблизились они к крыльцу, поклонились кади и сказали:
— Мы свидетели, что крестьянин говорит правду, а богач Измаил лжет. Крестьянин спас и всех нас, и этого неблагодарного лжеца. Мы ничего не обещали ему за спасение, а Измаил сулил озолотить его, да ничего ему не дал. Мало того — он еще наклеветал на своего избавителя и хочет, чтобы его ни за что казнили!
Окружили звери богача Измаила и сказали:
— Отвечай: сидел ли ты с нами в яме и спас ли тебя этот добрый человек?
Задрожал богач от страха, упал на землю и признался, что крестьянин говорил правду. Тогда кади возвратил крестьянину драгоценный камень и отпустил его. А люди сказали:
— Видно, у зверей и тех больше совести, чем у наших богатеев!
Трудовые деньги
Был у одного человека сын-лентяй. Отец трудился с утра до позднего вечера, а сын с утра до позднего вечера бездельничал. Как люди работают, он и понятия не имел: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками. Притом и отцовских денег не жалел: тратил их не считая.
Надоело это отцу. Решил он приучить сына к труду, решил сделать его бережливым. Отвез он сына в соседний аул и отдал его в работники за один золотой в год.
Не хотелось лентяю идти в работники, да ничего не поделаешь. А хозяин узнал, что лентяй — сынок не бедных родителей, и подумал:
«Зачем я буду заставлять парня работать, как других моих работников? Ведь привезли его ко мне, наверно, не за этим. И если я буду его на работе морить, отец, может, пожалуй, и обидеться на меня!»
И хозяин не принуждал лентяя работать. Он хорошо кормил и хорошо одевал молодого бездельника.
Прошел год, хозяин дал лентяю, как было уговорено, один золотой и отпустил его.
Пришел сын домой.
— Ну как, сынок, поработал? — спрашивает отец.
— Поработал.
— Получил за свой труд плату?
— Получил.
— Дай-ка ее сюда!
Подал сын отцу полученный от хозяина золотой.
Отец взял этот золотой и, даже не взглянув на него, забросил в реку. Сын нисколько не удивился и не обратил никакого внимания на такой странный поступок отца Да и деньги-то какие, подумаешь, — всего один золотой!
— Ну, сынок, — сказал после этого отец, — поработай еще годик!
И отвел его в другой аул, к другому хозяину. С этим хозяином он уговорился, что сын проработает у него ровно год и получит за свой труд один золотой. Этот хозяин, как и первый, подумал:
«Может, привели ко мне этого молодца затем, чтобы испытать, каков я. Нет уж, не стану заставлять его работать, а то будет потом говорить, что у меня жалости нет!»
И он не стал принуждать лентяя к работе: хочешь — работай, не хочешь — не надо. А кормил и одевал лентяя хорошо.
Когда прошел год, хозяин дал ему золотой и отпустил домой.
Пришел сын к отцу.
— Ну, сынок, работал ты? — спрашивает отец.
— Работал.
— Получил деньги за работу?
— Получил.
— Дай-ка их сюда!
Подал сын отцу золотой. Отец взял этот золотой и забросил его в реку. Сын по-прежнему не обратил никакого внимания на поступок отца — даже не спросил его, зачем он бросил золотой в реку. Видит отец, что не так шло дело, как ему хотелось.
На третий год отвез он сына в дальний аул и отдал в работники.