Книга Бытия 1:26.
Есть ли в этом высказывании зерно истины — это большой вопрос. Но в данном случае я хочу лишь рассмотреть одну его сторону — то, что я называю «мифом Элогим». В этом заявлении может показаться странным, что Бог говорит о себе во множественном числе — «мы» и «по нашему образу и подобию». Большинство читателей Библии не обращает на это внимания, считая, что это формула монарха — «Мы, король…» и т. д., или же относят это на счет особенности перевода с древнееврейского. Тут действительно есть закавыка с переводом этого текста, но состоит она совсем не в том, о чем думает большинство читателей. Не подлежит сомнению, что древнееврейское слово «Elohim» представляет собой множественное число от «El» — Господь Бог! Это хорошо известно теологам, но обычные прихожане не ведают об этом удивительном обстоятельстве.
При дальнейшем изучении Ветхого Завета выясняется, что в тексте очень часто используется эта форма множественного числа Elohim — она употребляется более чем в сотне случаев, когда Господь не именуется специально Яхве. В преобладающем большинстве случаев это имя появляется в Библии, когда речь идет о едином Боге. Как и где появилось понятие Elohim и каков был смысл этой явно множественной формы? По мнению Армстронга, концепция монотеизма с единым богом Яхве во время вавилонского пленения евреев в VI веке до РХ была расширена, в нее был включен Бог, создавший небеса, землю и человека. Получившееся в результате объединения божество стало известно под именем Элогим.
БОГ ИЛИ БОГИ?
Что же в действительности скрывается за обликом Элогима? И к кому он обращается, когда говорит: «Сотворим людей по нашему образу и подобию»? Присутствовали ли при акте сотворения еще и другие боги? И кто были эти другие «боги», которым израильтянам было запрещено поклоняться?
За последние сто лет в бывшей Месопотамии[6] (в современном Израиле) были раскопаны тысячи глиняных табличек, возрасте которых около б тысяч лет. В этих табличках содержится огромная информация о древних цивилизациях, представители которых верили во множество самых разнообразных богов. В результате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит к вавилонскому эпическому источнику, именуемому «Энума Элиш». Это эпическое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом «Энума Элиш» поразительно — только в первой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свершения всемогущего божества. И оба текста как будто соперничают друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом «Энума Элиш», который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние.
И нас нисколько не должно удивлять, что в библейском рассказе о сотворении человечества также просматриваютсяпараллели с древними текстами. В одном из месопотамских источников приводятся распоряжения, которые, дает бог, совершающий акт творения: